19 июля одному из лидеров ингушского протеста — Багаудину Хаутиеву — исполнилось 30 лет. Но он — общественный деятель, юрист, главный редактор молодежной газеты “The Ingush Times” и отец четверых несовершеннолетних детей — встретил эту дату, к сожалению, за решёткой, в СИЗО. 

Участие молодого человека в протестах, связанных с нежеланием общества передавать территории Ингушетии Чеченской Республике завершилось тем, что его (наряду с десятками другими) стали преследовать в уголовном порядке, заявив, что он применил насилие по отношению к представителям правоохранительных органов, а затем обвинили в участии в экстремистском сообществе. Но так было не всегда…

Максимализм и романтизм

Если читать биографию Багаудина Хаутиева до конца 2018 года, то можно сделать вывод, что он — перспективный ингушский политик, способный, пройдя в течении нескольких лет необходимые карьерные ступени, возглавить какое-либо министерство или ведомство в республике. Или же представлять Ингушетию в парламентах различных уровней.

Багаудин Хаутиев. Начало пути в публичную политику

Профессиональный юрист (член совета Ассоциации юристов России), обладатель знака отличия «Депутатский резерв Госдумы», председатель Молодёжного правительства Ингушетии, отмеченный, в том числе, наградами республиканских правозащитных организаций.

«Мы познакомились в университете, где-то в 2008-2009 годах. Общие романтические идеи о достойном государстве и обществе нас объединили, — рассказывает Фортанге друг Хаутиева Ибрагим Имагожев, сам в прошлом активист: — Мы вели разную работу: с наркоманией, за здоровый образ жизни. Участвовали вместе в разных молодежных проектах, ездили на форум “Машук”. Его принципиальность, честность и неподкупность вызывали во многих молодых людях уважение к нему. Насколько я знаю, ему предлагали разные должности, в том же правительстве, но он всегда шел за правдой”.

Как вспоминал в 2015 году в своём блоге на сайте «Кавказский узел» Магомед Муцольгов, Багаудин Хаутиев отличался своей принципиальностью. Так, Багаудину, в бытность его председателем Молодёжного правительства РИ, не понравились некоторые «указивки» со стороны «взрослого» Кабинета министров, а точнее его руководства. Он тогда в декабре 2011 года, организовал внеочередное заседание Молодежного Правительства, где молодежь заявила о самороспуске, «в знак протеста против проводимой в Ингушетии молодежной политики».

«Более половины населения Ингушетии представлено молодежью, но, в то же время, даже на 5% она не представлена в региональных и муниципальных выборах, нет ни одной республиканской молодежной газеты, нет ни одной программы, предусматривающей поддержку талантливой молодежи, нет ни одного развлекательно — досугового центра для молодежи, все это результат голословной молодежной политики в республике. Чувствуя и признавая свою ответственность и отчетность перед молодежью Республики Ингушетия, молодежное правительство, в знак протеста проводимой в Республике Ингушетия молодежной политики уходит в отставку в полном составе», — заявлял тогда Хаутиев.

По словам Имагожева, Багаудину тогда был присущ “некий юношеский максимализм”, самые лучшие побуждения, стремление добиться “мира во всем мире”: “Он был очень активным и пытался помогать, чем мог. Когда я узнал, что его задержали по такому делу, я был абсолютно ошарашен, для меня это стало шоком”.

Лидер во всём, человек с обострённым чувством справедливости, Багаудин Хаутиев не мог остаться в стороне, когда общество Ингушетии выступало против передачи земель республики соседней Чечне. Он принял участие в митингах, где осуждались планы по передаче этих земель.

Он высказывал своё мнение и в октябре 2018 года, и в марте 2019 года. И когда его вместе с другими участниками акции протеста в Магасе задержали (печальная ирония: он и тут оказался лидером — ему первому из задержанных предъявили обвинение в применении насилия по отношению к силовикам), то следствие первым делом постаралось найти в его выступлениях признаки экстремизма. Но, ничего не вышло.

Эксперты, проводившие психолого-лингвистические исследования выступлений Хаутиева, однозначно заявили, что в его речи признаков экстремизма не выявлено.

Более того, рассказывал в январе этого года адвокат Аральбек Думанишев, Хаутиева, когда на площади, перед зданием администрации главы Ингушетии произошли стычки, вообще не было на месте событий.

Эксперты не смогли найти в речах Багаудина Хаутиева экстремизма.

«Хаутиева пригласили по просьбе (представителя) администрации главы Ингушетии, который попросил Багаудина обратиться к людям, лично его провел через кордон. После этого Багаудин обратился к участникам митинга», – рассказывал Думанишев.

Такая же нелепица произошла у следствия, когда оно решило провести такую процедуру, как опознание. Из 23 человек его опознал только один. И этот один сообщил следствию вовсе не то, что от него ожидали: он рассказал, что Хаутиев призывал не вступать в конфликт с правоохранителями, уговаривал разойтись.

Но, несмотря на очевидные факты, доказывающие, что в действиях Багаудина Хаутиева нет признаков преступления, он остался в СИЗО. Со временем появились некие секретные свидетели, высказывавшие об участии в митинге Хаутиева субъективное мнение, но, как оказалось, этого было достаточно, чтобы суд оставил активиста под арестом…

«…И пострадал больше всех»

Политическая жизнь Хаутиева началась еще со студенческой скамьи, подтверждает друг Багаудина, ещё один ингушский узник Хасан Кациев.

“Багаудин и до протестов (2018-2019 гг.) занимался политикой, отстаивал национальные интересы, потому что болеет за свою республику, за свой народ, за страну в целом. Вел просветительскую, социальную работу: читал документы разные, законы — и доносил до людей, что им полагается, какие у них есть права, льготы… Не хочу преуменьшить ничьих заслуг, но, как я считаю, он очень много сделал в свои годы, больше всех остальных представителей молодежи в республике. И пострадал больше всех”, — говорит Кациев.

На вопрос о том, на самом ли деле Хаутиев выделялся на фоне остальной молодежи Ингушетии, руководитель местного отделения партии “Яблоко” Руслан Муцольгов отвечает утвердительно.

«Да, немногие молодые люди в Ингушетии идут в общественную деятельность и правозащиту. Молодых активистов не так много. Многие, наоборот, пытаются найти себя где-нибудь на госслужбе, рядом с властью, там где тепло и сыто нет конфликтов. У молодежи зачастую нет средств, чтобы посвятить себя общественной деятельности. Если не удастся выбить какой-то грант, то тогда нужна еще какая-то работа. Нередко — в бюджетной организации, и в таком случае человек уже вряд ли будет вести какую-то независимую от властей деятельность”, — поясняет политик.

Багаудин Хаутиев не боится выражать свою точку зрения. Даже если она неудобна властям

Муцольгов с уважением отмечает, что Багаудин Хаутиев — выпускник Школы прав человека от Московской Хельсинкской группы. Будучи юристом, он не только занимался правозащитной общественной деятельностью, но и бесплатно оказывал юридическую помощь населению. «Багаудин был организатором первого настоящего молодежного форума республики, съезда молодежи», — вспоминает Муцольгов.

В биографии Хаутиева не только работа общественника и юриста. Он показал себя и как въедливый аналитик-расследователь, изучающий и такое сложное направление, как бюджет республики.

«Багаудин изучал бюджет в той части, которая касалась оказания поддержки льготным категориям населения, поддержки неправительственного сектора. Потому что по закону власти обязаны выделять гранты для НКО, хотя бы социально ориентированных. И они не могут этого делать на свое усмотрение. Багаудин проанализировал бюджетные отношения и доказал, что в этой сфере есть коррупция. Так же он проводил мониторинг молодежного форума “Машук”. Молодежь представляет там свои проекты, какие они хотели бы реализовать при наличии денег. И там выделяются гранты, и молодые люди в своих республиках реализуют эти проекты. Он проводил анализ того, кому, сколько и как выделяются эти гранты”, — рассказывает Муцольгов

На анализе бюджета Хаутиев не остановился. Он сумел добиться того, чтобы многодетным семьям в Ингушетии начали выплачивать льготы. 

«Средства на это ежегодно выделялись в бюджете, но в конце концов они уходили на другие цели, перенаправлялись. Он добился того, что людям начали выдавать удостоверения о многодетности: и люди стали получать льготы на оплату дошкольных учреждений, коммунальных услуг и т.д. И это именно его заслуга — что эти удостоверения стали выдавать. До тех пор власти старались сделать так, чтобы не выделять эти деньги, положенные людям по закону. Например, многодетными семьями у нас считали не те, где три ребенка, а только те, где пять и более. В итоге нам удалось добиться исполнения законодательства, и Багаудину тут принадлежит значительная часть заслуги, это его был успех», — отметил Муцольгов, дополняя, что активная общественная деятельность в республике, особенно защита прав человека — это сложный и опасный путь.

В декабре 2018 года погиб активист Муслим Хашагульгов, которого застрелили как якобы боевика. Багаудин Хаутиев очень тяжело переживал смерть друга и добивался расследования смерти Муслима, пока через несколько месяцев не был задержан сам. С тех пор дело Хашагульгова заглохло. Были мнения, что смерть Муслима стала следствием осенних протестов 2018 года и могла быть ударом, направленным и против Багаудина.

Багаудин Хаутиев — такой парень, которому всегда надо было кому-то помогать, сказала “Фортанге” представительница Ассоциации учителей Ингушетии (в 2019 году организация была внесена в список “иноагентов”, после чего самоликвидировалась).

«В 2013 году Багаудин помогал нам составить заявление, подать в Конституционный суд Ингушетии жалобу на правительство из-за того, что новое постановление правительства лишало сельских учителей льгот по коммунальным услугам. Они у них были раньше, а согласно новому постановлению получалось, что льгот нет. И Багаудин тогда позвонил и сам предложил помощь. Помог полностью собрать пакет документов, заявление составил, выступал в суде как наш представитель. И в итоге по решению Конституционного суда правительство было вынуждено пересмотреть свое постановление и сохранить льготы сельским учителям», — рассказывает собеседница.  Она, как и другие собеседники Фортанги, сожалеет, что такой позитивный, целеустремлённый, грамотный и нужный республике человек, искренний патриот обвиняется сегодня в экстремизме.

«Я сердечно поздравляю Багаудина с его праздником. И с нетерпением жду его дома. И не только я — весь ингушский народ. И Багаудина, и всех наших братьев, и сестру!» — говорит Хасан Кациев.

P. S. Редакция “Фортанги” присоединяется к вышесказанному и также поздравляет Багаудина Хаутиева с 30-летием. Уверены, что ты справишься с трудностями, ведь «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение».

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Историк
4 лет назад

Нам еще предстоит узнать, ин ша Аллах, что это за фрукт — Джохар Дудаев. Генерал советской армии, женатый то ли на русской, то ли на еврейке, проверенный и перепроверенный на верность СССР, на верность КПСС. Это он окончательно рассорил два народа, забил до конца клин, воткнутый в 1957 году проклятым Гайрбековым Муслимом. Одно для меня несомненно: Дудаев — человек Горбачёва и враг Ельцина. Его прислал Горбачёв, чтобы отомстить Ельцину, объявив независимость Чечни от Русни. Для достижения этой цели использовали чеченский народ по полной. В геноциде ингушей 1992 его прямая вина. Его и его окружения из сельских бездельников и недоумков. Но… Подробнее »

Бекмарз
4 лет назад

Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой!
С московской силой темною,
С проклятою ордой!

Историк
4 лет назад

Оказывается наши нохчи — потомственные лизоблюды. Чем больше Сралин или Путин их уничтожает, тем больше они любят Сралина и Путина.
Эта песня была сочинена чеченами в 1935 году в благодарность Сралину за аннексию к Чечне Г1алг1айче. Вот такие у нас братья-мусульмане.
Нохчи бидаж хьа гуч боалоаж лат.

Историк
4 лет назад

КАК ОСЕТИНЫ НАСИЛОВАЛИ ЧЕЧНЮ, ИЛИ ЗА ЧТО ЧЕЧЕНЫ ЛЮБЯТ ОСЕТИНОВ Аслан Масхадов про участие Осетии в Чеченской войне в своей книге «Честь дороже жизни», страница 18-19: «Меня еще удивило поведение осетинского генерала Кима Цаголова, он же заместитель Министра по делам национальностей России. И вообще, все министерство, весь миннац превратился в миннап (министерство нападения). Все эти главари вместе со своим вожаком Егоровым вырядились в камуфляж и убивали народ словно вышли на охоту на дичь. Уж кто-кто, а осетинский генерал и осетинские омоновцы должны были понимать, что народы оружием не покоряют… …Сотни, тысяч груженых машин вывозили из Чечни награбленное добро: ковры, бытовую… Подробнее »