…Когда Башир перестал заниматься живописью и начал создавать первый ингушский комикс, художественное сообщество сочло его ненормальным. Никто не понимал, зачем это людям. Все говорили, что нужно развивать традиционные виды искусства, люди должны читать просто книги и смотреть картины. А Башир слонялся по книжным лавкам и общался с продавцами и детскими писателями, авторами сказок по мотивам народных легенд. Книжки были черно-белые, без картинок. Продавцы сетовали: «Детям не интересны просто черно-белые книжки. Какой бы умный ни был ребенок, ему нужна цветная картинка, которую можно рассматривать, для возбуждения фантазии, интереса!»

Вскоре Башир стал рисовать комиксы, основанные на вайнахских легендах. К этому Евлоев пришёл не сразу. «Инстаграм» художника заполнен  сложной графикой, изображающей маскулинных фантастических персонажей, брутальных монстров.

«Мне не нравится фэнтези как таковое. Я не рисую эльфов, сказочных существ, — рассказывает Башир. — Я люблю научную фантастику. Если бы даже я рисовал эльфов, они были инопланетными представителями гуманоидной расы. Мне близок более научный подход, приближенный к реальности – как выглядит человек, похожий на крокодила, с генетическими отклонениями? Я стараюсь передать его психологию, характер, состояние. Почему он такой грубый, что на это повлияло?

При создании «ужастиков» я изучаю анатомию персонажей. Во время прослушивания аудиокниги или чтения научной фантастики в моей голове возникает небольшой сюжет с тем или иным персонажем. С каждым разом этот персонаж развивается — совершенствуются его доспехи, характер, интересы, мышление, идеи. На основе этого я рисую его физиономию, атрибуты, характеризующие его. Такой подход я применяю и в комиксах. А если я придумываю персонажа из головы, я представляю себе места его обитания (например, пустыня это или лес?), его оружие и приемы ведения боя, его сильные и слабые стороны, связанные с реалиями его жизни».

Правда, был в жизни Башира и период увлечения живописью. «Инстаграм» хранит несколько свежих горных пейзажей кисти Башира-живописца. Однако вскоре ему стало тесно в рамках традиционной картины: «Мне наскучил этот статичный вид искусства, захотелось больше динамики, рассказывать историю». На переход к рисованным историям повлияла и одержимость Башира демократическими идеями: «Я хочу, чтобы искусство было доступно всем. Картины слишком дороги, а комикс может себе позволить каждый. Таким образом я хочу приобщить к искусству простых людей».

«Сначала в худшколе мне было неинтересно учиться, но потом я увлекся. Через некоторое время ко мне начали приходить идеи, связанные с комиксами», – рассказывает художник. Идея рисовать комиксы подкреплялась тем, что Башир видел, каким большим спросом на Западе пользуется это массовое искусство.

Интерес к культуре — через вайнахский комикс

Первый комикс был очень мрачный, и художник его так и не выпустил. Следующим родился комикс «Сармак», основанный на вайнахских легендах. На обращение к этнической теме повлияла и патриотическая, традиционалистская направленность форума «Машук». Башир адаптировал легенды вайнахов на современный лад, чтобы было удобнее читать.

Второй комикс — «Галгай» — адресован младшей аудитории, он конкретно ориентирован на ингушский язык и ингушскую культуру.

Цель проектов Евлоева – развитие интереса к родному языку и расширение интересов молодежи.

«Я хочу, чтобы молодежь немного отвлеклась от «похождений» игровых блогеров и заинтересовалась родной культурой. Сейчас получается, что родная культура близка только старшему поколению. В Ингушетии и других республиках все говорят о проблемах, связанных с забыванием родного языка, потери навыка и культуры чтения. Никто не пытается развивать это с помощью новых интересных технологий и приемов, адаптировать это все к современности. Старшее поколение, выросшее в СССР, считает, что молодежь должна быть такой же, как они. Но этого не может быть, потому что современные дети растут с гаджетом в руках, глядя на открытую массовую культуру», — говорит художник.

Башир представляет собой тип личности, сочетающий в себе умеренную религиозность, космополитизм и приверженность новым технологиям и идеям. Хотя, не таков ли общий срез современной кавказской молодежи?

Брутальность и радикальность

«Я свободно общаюсь с людьми разных религий и атеистами. Нельзя человека оскорблять или ненавидеть за его религиозные взгляды. Мне как человеку, выросшему в другой культуре, просто бывает интересно, что думают представители разных религий и обществ. К тому же, ни одна религия не представляет собой нечто цельное – в каждой из них множество течений, направлений, сект со своими идеологическими нюансами. Я игнорирую те из них, которые пропагандируют радикальные вещи, призывают к оружию, национализму или ущемляют права человека. Религия должна развивать человека на его духовном пути, давать мудрость, а не жестокость. Я постоянно слушаю различные проповеди во время работы, и мне больше импонируют те из них, которые построены на логике, мудрости. В исламе нужно «отключить» те традиции, которые противоречат ему и связаны с доисламскими предрассудками, национальными предрассудками», — говорит художник.

В комиксе «Сармак» герой, за неимением другой посудины, срывает свою черепную коробку, чтобы напоить лошадей. Возникает вопрос: действительно ли так брутальны вайнахские легенды?

«Да, на самом деле в оригинале он снимает именно черепную коробку, а не шапку.  Хотя я надеялся на шапку, но нет. В вайнахских легендах доминирует радикальный подход, который нужно адаптировать для современных детей. Но для взрослой аудитории это не проблема», — отвечает художник.

Башир давно изучает мифологию разных народов мира и, конечно, много знает о всевозможных драконах. «Я изучал драконов в разных системах, и иногда обращаюсь к этой информации, когда рисую драконов. Есть виверны – маленькие драконы. Сармак (1) в вайнахской мифологии —  могущественное чудовище, скрывающее от людей воду. Взамен он требует принести в жертву красивых девушек. С Сармаком также связано происхождение сарматов.

По-ингушски эти слова звучат почти одинаково, символом народа сарматов тоже был дракон. Наги – тоже драконообразные существа. Есть в мифах полулюди-полузмеи, Медуза Горгона. Но в разных мифологиях дракон символизирует разное – как темное начало, охраняющее воду от людей, так и героическое, спасителя. У шумеров есть легенда о том, что из воды приходили люди, похожие на рыб, с чешуей, как амфибии. Хотя загадочные рептилии и драконы  есть в фольклоре разных народов, в «заговор рептилоидов» я не верю. В джиннов или бесов – невидимых существ, которые манипулируют сознанием человека, я могу поверить», — рассказывает художник.

Отсутствие зрачков в глазах персонажей Башир объясняет просто: «Это ускоренный стиль рисования. Я намеренно убавил детализацию, но это не значит, что герои какие-то бездушные. Просто я экспериментировал с этим стилем рисовки».

В первом комиксе дракон просит братьев развлечь его танцами и песнями. Но, как поется в одной из песен, «мужики не танцуют». И только с рассказом сказки справляется один из братьев. Но все оказывается проще: «По поводу танца – нет, никакого сарказма тут нет. Дракон живет в пещере один, без телевидения, интернета. Когда-то давно он видел танцы, слышал песни и сказки… И тут приходит человек. Он, конечно, хочет его съесть, но в то же время, если человек умеет петь, танцевать или рассказывать истории – дракон решает оставить его для развлечения».

К детскому комиксу «Галгай» (2) прилагается анималистический атлас на родном языке. Аналогичные атласы будут сопровождать и другие детские комиксы Башира Евлоева.

На вопрос о возможных планах создания комикса о современной жизни, художник отвечает: «У меня была идея сделать комикс на социально-политическую тему – показать антиутопию в стиле «О дивный новый мир!» (кстати, это моя любимая книга) (сатирический роман английского писателя Олдоса Хаксли, опубликованный в 1932 году. — Прим. корр.). Но мне хотелось бы это показать не на примере современной России, а как коммунистическое общество».

В данный момент в планах Башира Евлоева изучение компьютерной графики. На очереди также – ещё один комикс для взрослых на вайнахскую тему – о нартах, героях, которые борются с чудовищами, в стиле «Коннон-варвара», и современный детский сказочный комикс.

О художнике

Башир Евлоев (род. 29.09.1992) – простой парень из села Али-Юрт Назрановского района Ингушетии. Учился в сельской школе. С 2009 по 2013 годы посещал ДХШ в Назрани. В 2018 году закончил  Чеченский государственный педагогический университет, где получил диплом педагога изобразительных искусств.

С 2010 по 2014 гг. работал в анимационной студии IT-компании Intenzibne, где участвовал в проекте Назрановского музея, работал над проектом игры Ballista, принимал участие в создании мультфильма «Калой» (не закончен из-за финансовых проблем). После ухода из студии некоторое время работал как фрилансер. Затем полностью посвятил себя созданию комиксов и персонажей.

Путь художника — это всегда поиск самого себя…

В 2017 году выиграл творческий конкурс Северо-Кавказского молодежного форума «Машук» и получил грант на создание комикса «Сармак». В 2019 году там же получил грант на создание комикса «Галгай».

Детство Башира пришлось на период развала Советского Союза и начала Чеченской войны, на тот период, когда в России уже была демократия.

В школьные годы мальчик любил диснеевские мультфильмы и передачу «В мире животных». Это и послужило импульсом к рисованию и лепке. Мама хорошо рисовала и мотивировала сыновей к занятиям творчеством.

Позже Башир заинтересовался кино и компьютерными играми, конкретно – созданием персонажей: «Мне было интересно просто смотреть, анализировать, как смонтирован фильм, какие приемы использованы, какова логика создания персонажей и как она связана с их дизайном. Была интересна кухня создания кино, анимации. В 3-4 классах я взахлеб смотрел программу на канале «ТНТ» о том, как создают кинофильмы, мультфильмы, спецэффекты».

В подростковом возрасте Башир на время забросил любимое увлечение. «Мне надо было срочно стать обычным сельским парнем, найти себе «мужскую», грубую работу на стройке. Я расстался с прежними увлечениями и убил свою мечту. Решил поступать после школы в колледж на сварщика или водителя».

Однако отец посоветовал сыну попробовать поступить в художественную школу, в которой работал его друг. Башир отнесся к этому скептически, но все же сдал экзамены и начал учиться…

(1) Са́рмак— дракон, змей, персонаж вайнахской мифологии. Перекрывал людям доступ к воде или «брал озеро в кольцо». За пользование водой требовал дань в виде девушки.

(2) Галгай — Этноним «галгай» (гӏалгӏай) чаще всего связывается с термином «гала» (гӏа́ла) — башня, крепость, и соответственно переводится как строитель-житель башни, крепости. Примерно с 1920 гг. самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов. По мнению некоторых ученых, уже со второй половины XVI – первой половины XVII в. термин «галгай» (в русских документах того времени — калки, калканцы) помимо собственно галгаев распространялся и на другие родоплеменные группы Горной Ингушетии.

Беседовала Мила Цвинкау

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Г1алг1аев Мялхи Орстхоевич
4 лет назад

Последний раз редактировалось 4 лет назад Г1алг1аев Мялхи Орстхоевич ем
Sag
4 лет назад

Хоз болх ба,баркал.
Амма Г1алг1ай 1ядала1 халанч дика хурга яр уж комиксаж

Напоминатель
4 лет назад

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся (в Медину) после одного из походов,1 а я повесила на свою кладовку (сахва)2 тонкую занавеску, на которой были изображения,3 и, увидев (эту занавеску), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто (пытается) уподобиться Аллаху в творении!» (Аль-Бухари; Муслим) 1 Имеется в виду либо поход на Хайбар, либо поход на Табук. 2 В комментариях указывается, что это является наиболее вероятным значением слова… Подробнее »