Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов 1 сентября внес в республиканский Парламент проект «конституционного закона» «Об упразднении Конституционного Суда Республики Ингушетия». Об этом «Фортанге» сообщил источник в Народном собрании Ингушетии.

Кроме того, в сети опубликован скан одной из страниц этого документа — без печати и подписей. На сайте Народного собрания Республики Ингушетия информация о внесенном законопроекте отсутствует. Впрочем, в соответствующем разделе сайта опубликован лишь проект закона об ингушском бюджете на 2020-2022 гг., внесенный в ноябре прошлого года.

По замыслу главы республики, этот закон должен упразднить КС РИ уже с 1 октября (статья 1). Тогда же прекращаются полномочия судьи КС РИ (статья 2).

Статья 3 предложенного закона регулирует организационный, имущественный и правовой вопросы ликвидации этого государственного органа, выполняющего функцию рефери между законодателями и Конституцией. Теперь же проверка ингушских законов должна осуществляться «в соответствии с федеральным законодательством» (пункт статьи 3). Однако в настоящий момент не существует такого закона, который бы передавал эти полномочия какому-либо другому суду или органу. Поэтому данный закон в его настоящем виде принят быть не может, так как ссылается на несуществующие законы.

Есть и другая юридическая проблема. Разрешение вопросов соответствия законов конституционным нормам и защита конституционных прав граждан с помощью Конституционных судов гарантируются Конституцией. И чтобы упразднить Конституционные суды субъектов РФ, нужно сначала изменить Конституции этих субъектов.

То есть сам по себе закон «Об упразднении КС РИ» противоречит как Конституции РИ, так и Конституции РФ. На территории субъекта РФ его Конституция обладает высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов (статьи 5 и 66 Конституции РФ). Полномочия Конституций и Конституционных судов субъектов Российской Федерации также регулируются законом.

«Для того, чтобы упразднить Конституционный суд, нужен федеральный закон, которого нет. Также придется поменять Конституцию Республики Ингушетия, гарантирующую соблюдение конституционных норм посредством Конституционного суда. В случае принятия этого нового закона, проверить, соответствуют ли законы Конституции Ингушетии или нет, смогут лишь федералы. Сами мы не сможем проверить. До сих пор мы могли пожаловаться в Конституционный суд Республики Ингушетия на законность принимаемых Парламентом решений. Как это будет происходить дальше, я не знаю», — поясняет и.о. председателя Совета тейпов Ингушетии Мурад Беков.

Мурад Беков объясняет сомнительную законодательную инициативу Калиматова желанием любой ценой снизить бюджетный дефицит путем сокращения финансирования госучреждений, а также своего рода местью за признание Конституционным судом РИ соглашения об изменении границы Ингушетии и Чечни в 2018 году несоответствующим Конституции республики.

Группа депутатов Народного Собрания обратилась тогда в Конституционный суд Республики Ингушетия, и КС вынес решение о несоответствии Закона «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой», изменяющего границы муниципальных образований и границу Ингушетии без учета мнения населения, Конституции РИ.

Сегодня утром в соцсетях появилось обращение Совета тейпов Республики Ингушетия по поводу внесенного в парламент республики законопроекта. В нем Совет тейпов выражает опасение, что упразднение Конституционного суда Республики Ингушетия угрожает ее государственности, а также способно дестабилизировать и без того нестабильную ситуацию в республике. В обращении говорится, что Конституционный суд РИ был единственным государственным органом, занявшим адекватную и справедливую позицию в отношении подписанного тогдашним главой республики Юнус-Беком Евкуровым соглашения об изменении границ с Чечней. Совет тейпов считает внесенный законопроект антинародным.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии