Председатель Народного Собрания Ингушетии Магамет Яндиев обратился к руководству Северной Осетии в связи с провокационным заявлением о границе между республиками. Он указал на то, что «антиингушская деятельность руководства Осетии имеет глубокую историю». Обращение опубликовано на официальной странице парламента Ингушетии в Instagram.
Заявление Яндиева последовало за телевизионным интервью министра имущественных и земельных отношений Северной Осетии Руслана Тедееева, который сообщил, что ведется работа над «описанием восточных границ по состоянию на 1957 год и что к Владикавказу присоединены 240 гектаров земли». Эту работу планируется завершить к маю 2021 года.
«Думается, нет необходимости перечислять целый ряд архивных документов, говорящих об исконных землях ингушей, отторгнутых в 1944 году, равно как и части города Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) в 1933 году. Они общеизвестны, а главный вывод, который следует из них – это обоснованность требований ингушей о возврате территории Пригородного района в границах 1944 года, ныне находящейся в юрисдикции Северной Осетии», — заявил в своем обращении Магамет Яндиев.
Он считает, что действия руководства Северной Осетии направлены на срыв реализации положений закона «О реабилитации репрессированных народов».
Яндиев также указал на то, что нормативные акты, на основании которых Тедеев собирается описать восточные границы, «незаконные».
«Расчет [руководства Северной Осетии] прост. Вспыльчивость ингушей общеизвестна, вызвать их на необдуманные действия, особенно когда вопрос касается их родовых земель, руководство Осетии учить не надо. Любые эмоциональные всплески и тем более неадекватные действия Вами опять будут обращены против ингушей. Ингушский народ хоть и вспыльчив, но мудрости ему не занимать. Народ вот уже 76 лет находится в ожидании исторической справедливости. Законодательная база на нашей стороне, а Пригородный район был и остается колыбелью ингушского народа», — сказано в обращении Яндиева.
Председатель НС Ингушетии подчеркнул, что «какие бы манипуляции с земельным фондом Пригородного района не производились, мы в соответствии с законом будем говорить о границах района по состоянию на февраль 1944 года».
Граница по 1957-му году не имеет никакой юридической силы, сказал, комментируя заявление Руслана Тедеева депутат Народного собрания Ингушетии Закрий Мамилов.
«В 1924 году, когда образовались Ингушская автономная область и Осетинская автономная область, граница была установлена с согласия двух сторон, а в 1944 году, когда ингушей депортировали – упразднена. А вот то, что Тедеев ссылается по границе 1957 года, там никакая граница не установлена. Просто на контрольном экземпляре, на карте ее начертили и в 1958-59 году подписали два председателя Президиума Верховного совета, а в 60-х и 80-х подписывали даже не председатели Президиума, а просто рядовые чиновники. Поэтому эта граница не имеет никакой юридической силы и он (Тедеев) не мог этого не знать и сделал это заявление чисто с провокационной точки зрения. Тем более, сейчас есть закон «О реабилитации репрессированных народов» и нужно просто восстанавливать этот закон», — заявил Мамилов «Фортанге».
Ранее председатель общественной Комиссии по определению территорий и границ Ингушетии Асхаб Гойгов указал на дискриминацию ингушского народа. «Конечно, по отношению к ингушскому народу допущена величайшая несправедливость: и в то время, когда Сунженский округ был передан Чеченской автономной области, не учитывая интересы ингушского народа; и когда город Владикавказ был передан Осетинской республике; когда Пригородный район и часть Малгобекского района были оставлены в составе Северной осетии; и три района Ставропольского края, которые были переданы для расселения чеченцев и ингушей, вернувшихся из депортации — от них Ингушетия не получила ничего, — заявил он на съезде представителей тейпов Ингушетии 9 ноября в 2019 года.