Свидетели обвинения не явились на процесс по делу лидеров ингушского протеста, а прокурор рассматривал документы, не имеющие доказательного значения для обвинения, заявили «Фортанге» адвокаты Магомед Абубакаров и Аральбек Думанишев.
Пятое заседание по делу семи лидеров протеста прошло в Ессентукском горсуде. На скамье подсудимых — Муса Мальсагов, Барах Чемурзиев, Ахмед Барахоев, Малсаг Ужахов, Зарифа Саутиева, Исмаил Нальгиев и Багаудин Хаутиев. Заявленные свидетели гособвинения сегодня не явились, поэтому суд продолжил оглашение письменных материалов дела, состоящего из 120 томов.
По мнению защиты, оглашались документы, не имеющие никакого отношения к обвинению, а некоторые из них — по обстоятельствам, даже не отраженным в обвинительном заключении. «На наш взгляд, сторона обвинения создает видимость представления доказательств, учитывая, что действительных, фактических доказательств этому обвинению у них нет», – сказал адвокат Бараха Чемурзиева Магомед Абубакаров.
В частности, по его словам, сегодня оглашались материалы о привлечении к административной ответственности участников публичных мероприятий за 2018-2019 годы. «При этом речь как о самих обвиняемых по нашему делу, так и о других участниках митинга, некоторые из которых не являются даже свидетелями по данному делу. Это просто те люди, которые присутствовали на митинге в 2018 году, 27 марта 2019 года. Потом их привлекали к административной ответственности, и это все зачитывается обвинением. К нашим подзащитным и к предъявленному им обвинению эти обстоятельства не имеют отношения. Обвинение заявляет это само в обвинительном заключении, так как не указывает в нем эти обстоятельства! Обвинительное заключение — это итоговый документ, который определяет пределы доказывания в судебном уголовном процессе», – пояснил адвокат.
Также сегодня оглашались письма и справки, которые пишет следствию ЦПЭ, ФСБ и которые обвинение представляет в виде доказательств. Абубакаров объяснил, почему подобные документы недопустимы в качестве доказательств в судебном процессе: «В этих письмах указываются доводы, которые ничем не подкреплены. Частично там содержится информация, характеризующая наших подзащитных. Но потом на основе этих справок и писем, в которых нет никаких доказательств и в которых часто даже нет фамилий, формулируется обвинение. УПК не предусматривается такое доказательство, как справка или письмо ЦПЭ. это не говоря о том, что они (ЦПЭ, ФСБ) напрямую заинтересованы в исходе данного дела».
Адвокат Багаудина Хаутиева Аральбек Думанишев также уверен, что «прокуратура создает видимость работы». «Видно, что они абсолютно не изучали дело», – заявил «Фортанге» адвокат.
Также на заседании присутствовали адвокаты Джабраил Куриев, Фатима Урусова, Билан Дзугаев, Асхаб Ужахов, общественный защитник Илез Барахоев и родственники подсудимых – трое до обеда, другие трое после него.
Судебное заседание продлилось 5,5 часа с перерывом на обед. Следующее заседание состоится 15 декабря.
Митинги противников пограничного соглашения, которое заключили главы Ингушетии и Чечни, начались осенью 2018 года. В марте 2019 года протестные акции продолжились, между их участниками и силовиками произошли столкновения. Порядка 30 человек уже получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. Всего было арестовано 46 человек. 8 декабря двое свидетелей обвинения по делу ингушских активистов дали показания в пользу подсудимых.