Некоторые из расследований о фактах коррупции в Ингушетии сопредседателя Всемирного конгресса ингушского народа Ахмеда Погорова, задержанного по делу о митинге в Магасе, впоследствии стали предметом расследований правоохранителей. Погоров не прекратил свои антикоррупционные расследования вплоть до отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.
Международный розыск не остановил антикоррупционных расследований Погорова
Лидер ингушского протеста Ахмед Погоров, задержанный 26 февраля, известен своими антикоррупционными расследованиями. В 2019 году он вместе с членом президиума Всемирного конгресса ингушского народа Барахом Чемурзиевым подготовил несколько видеороликов, в которых привел примеры коррупционных схем в Ингушетии.
Самым популярным стало его расследование о строительстве жилого микрорайона для жителей оползневой зоны Малгобека и Малгобекского района. Видеоролик Погорова о том, что представляет собой новый микрорайон, о сдаче которого власти отчитались в 2017 году, был размещен на Youtube-канале Фортанга Org 16 мая 2019 года. По данным на 12.00 мск 3 марта, он набрал 10 866 просмотров, тысяча пользователей поставила под ним отметку «нравится».
По словам Погорова, жилой микрорайон был построен в Малгобеке по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Ингушетии в 2010-16 годах». Юнус-Бек Евкуров отчитался Владимиру Путину о полной сдаче микрорайона, но на деле, как следует из видео, большинство домов пустует, расположенная рядом школа не достроена, а территория поселка не благоустроена. «Мы видим, что это мертвая зона. Никакого расселения нет», — констатировал Погоров.
Он указал, что выделенные на строительство поселка деньги были присвоены с использованием коррупционных схем. Так, около 280 миллионов рублей с этого объекта по документам были направлены на строительство дворца спорта Назрани, порядка 160 миллионов — на возведение перинатального центра в Назрани. Погоров предположил, что это было сделано, чтобы возместить ранее похищенные средства.
Кроме того, за счет денег, выделенных на строительство жилья для нуждающихся, родственник Евкурова построил три торговых центра в этом микрорайоне, а также на выделенных ему пяти гектарах земли неподалеку от места строительства построил растворобетонный узел, утверждает активист. Погоров рассказал, что раствор на строительство зданий в микрорайоне поставляется с этого узла по завышенной в несколько раз цене.
Видеоролик Погоров разместил в соцсети, уже будучи в федеральном розыске. После этого расследования, 17 мая 2019 года, в дом Погорова прибыли с обыском силовики, сообщили родные активиста.
Позднее, в ноябре 2019 года, когда пост главы Ингушетии уже занимал Махмуд-Али Калиматов, пресс-служба главы и правительства Ингушетии сообщила о выявленных нарушениях при строительстве домов для жителей оползневой зоны. Нарушения были допущены подрядчиками, «из-за халатности которых в 2017 году часть жителей оползневой зоны не смогли заселиться в многоквартирные жилые дома на участке 110», сообщила пресс-служба.
По данным пресс-службы главы и правительства республики, в 2013 году для порядка 800 семей из оползневой зоны в Малгобеке были построены 32 многоквартирных дома общей площадью 90,4 тысячи квадратных метров, на эти цели было затрачено свыше трех миллиардов из федерального бюджета. «600 семей до сих пор ждут очереди в детский сад в сельских поселениях Кантышево, Новый Редант, Сагопши. Строительные […] до сих пор не завершили строительство трех дошкольных учреждений на 220 мест каждое. Сдача объектов в эксплуатацию предполагалась еще в декабре 2018 года», — говорится в сообщении.
Популярным стало также расследование Погорова о строительстве очистных сооружений в Малгобекском районе. Видеоролик, размещенный 8 марта 2019 года на Youtube-канале Фортанга Org, по данным на 12.00 мск 3 марта набрал 7 215 просмотров и 365 отметок «нравится».
«По документам, это новый объект, построенный в 2014 году, сюда вложены более 420 миллионов рублей. Но, по оценкам экспертов, на строительство очистных сооружений было затрачено не более 100 миллионов рублей», — рассказал Погоров в видеоролике.
По его словам, канализационные стоки из новых многоэтажных домов, которые должны проходить многоступенчатую очистку и становиться безопасными для окружающей среды, не очищаются. Они уходят сразу по стоку, предназначенному для аварийного сброса, который задействуется при неполадках. В результате, объект фактически не выполняет свое предназначение, вместо предполагаемых 28 работников трудится один сторож, а большая часть денег, по бумагам, затраченная на строительство очистных сооружений, похищена, утверждает активист.
Внимание Погорова также привлекли инвестпроекты в республике. Один из его видеороликов с расследованиями касается строительства завода по производству стеклотары в селе Сагопши. Завод планировалось построить в рамках федеральной программы «Социально-экономическое развитие Ингушетии на 2010-2016 годы» еще в 2012 году, производство могло обеспечить жителей республики рабочими местами – предполагалось, что здесь могут трудиться от 250 до 300 человек, говорится в расследовании Погорова, опубликованном на Youtube-канале Фортанга Org 11 марта 2019 года. Срок реализации проекта давно истек, а завод так и не был построен, отметил активист. «Мы видим огороженную территорию, забор и закрытые ворота», — говорит на видео Погоров. Он утверждает, что на строительство завода было выделено 13 миллиардов рублей.
В марте 2019 года правоохранители МВД России (ГУЭБиПК) совместно с коллегами из Ингушетии организовали проверку реализации госконтракта проекта «Строительство инфраструктуры кластера по добыче стекольного сырья для производства стекольной тары в Ингушетии». «На строительство объектов из федерального и регионального бюджетов было выделено почти 795 миллионов рублей. Однако эти объекты […] не сданы и не введены в эксплуатацию, хотя сроки истекли», — сообщил источник в правоохранительных органах.
В расследовании «Завод на миллиард рублей испарился как спирт» Погоров рассказывает о строительстве спиртзавода в Карабулаке. По словам активиста, предприятие немецкой компании было открыто в 1996 году, общая стоимость его строительства по ценам на то время составила около 10 млн долларов. К предприятию производственной мощностью около 1000 декалитров в сутки спирта провели железнодорожную ветку, подвели инфраструктуру. Ссылаясь на то, что производство спирта у мусульман запрещено, власти вскоре приняли решение остановить завод в Карабулаке, дорогостоящее оборудование было продано и вывезено в Северную Осетию. «Завод был вырван с корнями. Сегодня мы видим голую площадку», — говорит Погоров на видео, размещенном 24 марта 2019 года на Youtube-канале Фортанга Org.
Власти могли приложить усилия и сохранить завод, однако не сделали этого, считает активист. Так, в 2009 году на тот момент главе Ингушетии Евкурову поступило предложение перепрофилировать предприятие в пищевой комбинат, использовав на эти цели деньги от продажи оборудования. Никакого понимания от руководства республики не было, указал Погоров. Властям оказались не нужны ни поступления в бюджет республики, ни рабочие места, считает он. Погоров не исключил, что дивиденды от работы завода на территории Северной Осетии, построенного с использованием оборудования карабулакского предприятия, получают власти, с ведома которых оно было разрушено.
Активист также указал, что пустующая территория завода в 2016 году за мизерную сумму была передана в аренду на пять лет местной строительной компании. Он не исключил, что после окончания срока аренды этот участок перейдет в собственность власть имущих.
Правозащитники оценили влияние Погорова на процесс над лидерами протеста
Руководитель ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов и глава комитета «Гражданское содействие»* Светлана Ганнушкина, комментируя задержание Погорова по делу о митинге в Магасе, усомнились, что этот факт каким-либо образом повлияет на процесс над лидерами протестов, который идет в Есентукском горсуде с ноября 2020 года.
Правозащитники считают, что в суде над лидерами протестов уже показана несостоятельность обвинений в адрес активистов, сообщил 26 октября 2020 года «Кавказский узел».
Муцольгов считает, что Погорова «задержали, не в результате какой-то хитрой спецоперации, а он сам, преднамеренно, дал себя задержать, чтобы сохранить лицо родного ведомства».
«Ахмеду удавалось оставаться на свободе на протяжении почти двух лет, тем самым он продемонстрировал наличие у него возможностей и способности уходить от преследования, невзирая на все оперативные мероприятия в рамках его розыска и многочисленные обыски в домах его родных и близких. Ахмед неоднократно демонстрировал мужество и достоинство не только когда вернулся в республику на проходивший в Магасе в октябре 2018 года двухнедельный митинг, когда принимал участие в других массовых акциях, но и сейчас, когда его задержали […] Я считаю, что и я, и Ахмед уже давно все, что требовалось от нас, доказали. Мы продемонстрировали, что власть и возможности Юнус-Бека Евкурова не безграничны», — написал Муцольгов в своем посте «Ахмед Погоров дожидался ареста в собственном доме» в блоге на «Кавказском узле» 26 февраля.
Ахмед Погоров был задержан в своем доме в Назрани утром 26 февраля. Силовики приехали за ним на военных машинах и «Газелях». Родным не сообщили о том, куда его увезли, рассказал «Фортанге» племянник активиста. Погорову предъявлено обвинение в организации применения насилия в отношении представителей власти (часть 3 статьи 33 и часть 2 статьи 318 УК РФ), сообщил в тот же день Следственный комитет России на своем сайте.
Погоров был участником митинга 26 марта 2019 года в Магасе и призывал активистов к порядку. Активисту заочно было предъявлено обвинение. В мае 2019 года он был объявлен в федеральный розыск.
* — организация по решению Минюста РФ внесена в список иноагентов.