Само назначение главой Северной Осетии Сергея Меняйло вряд ли что-то изменит в отношениях республики с Ингушетией. Любой новый политический курс региона будет зависеть от центральной власти, заявили опрошенные «Фортангой» эксперты.
Руководитель Ингушского национально-культурного общества «Даймокх» Элберд Дарбазанов считает, что недавнее назначение временно исполняющим обязанности главы Северной Осетии Сергея Меняйло принципиально не скажется на политической ситуации в регионе. Отношения между Северной Осетией и Ингушетией зависят целиком и полностью от установки центральной власти и «резких телодвижений» никто из глав республик делать не будет.
«Не считаю, что смена главы изменит ситуацию в лучшую или худшую строну. Я считаю, это все план и видение высшего руководства страны», — сказал Дарбазанов «Фортанге».
По его мнению, если руководитель республики допустит нечто экстраординарное, что пойдет вразрез с линией политики Москвы, то «такой человек долго у власти не удержится».
Говоря о Вячеславе Битарове, ушедшем в отставку с поста главы Северной Осетии, эксперт отметил, что с его личностью у ингушей не связано какого-либо негатива. «Он ни разу не позволял себе дискриминирующие кого-либо высказывания. Более того, где-то мы чувствовали его какую-то мягкость по отношению к ингушам. Это мое субъективное мнение. Но отношения были ровными. Нельзя сказать, что для нас [ингушей] было все гладко, но, по крайней мере, ровно, и эксцессов никаких не было… В общем период Битарова был спокойный, как мне видится», — сказал Дарбазанов.
Журналист и публицист из Северной Осетии, редактор журнала «Дарьял» Алан Цхурбаев считает, что отношения между политическими элитами двух республик в последние пять лет, как, в принципе, и всегда, были формально дружелюбные, а отношения между народами стабильно натянутые.
«Последние годы в истории осетино-ингушских отношений можно отметить лишь тем, что территориальные претензии ингушей перешли в историческую плоскость и приняли характер борьбы за этнонимы, которые ранее историческая наука приписывала исключительно осетинам, и никто на это не претендовал. Это, безусловно, добавляет напряженности в отношениях, но вряд ли Битаров мог как-то на этот процесс влиять», — написал Цхурбаев в своем блоге на «Кавказском узле», комментируя «Фортанге» смену руководства Северной Осетии.
По мнению журналиста, полноценный диалог между осетинами и ингушами для разрешения обоюдных претензий, связанных с последствиями военного конфликта 1992 года, и для установления мирных отношений, возможен и необходим.
«Именно это был бы правильный путь, но это невероятно сложный и длительный процесс, успех которого тоже не гарантирован. Тактика федерального центра иная — поддержание имеющегося на данный момент уровня межнационального спокойствия в регионе и недопущение возгораний новых очагов напряженности и случаев открытых столкновений. С этой задачей новый глава Северной Осетии и опытнейший военный Сергей Меняйло совместно со своим коллегой — также силовиком — Махмуд-Али Калиматовым, думаю, успешно справится», — подытожил Алан Цхурбаев.
Выдвижение Сергея Меняйло на пост главы Северной Осетии могло состояться только после поддержки его кандидатуры влиятельными осетинами во властных кругах и бизнесе, как в Москве, так и непосредственно в самой Осетии, считает политолог и общественный деятель Анжела Матиева.
По ее мнению, в отношениях между Ингушетией и Осетией, какие-либо серьезные изменения будут происходить только лишь после согласования с этими элитными «избирателями».
«Вместе с тем, ситуация может измениться тогда, когда будет жесткая политическая воля федерального центра по защите прав и свобод ингушей на их исконной территории – в Пригородном районе. А именно, когда будут судить за экстремизм тех, кто культивирует тезис о невозможности совместного проживания в Пригородном районе – колыбели ингушского народа и тех, кто уже на протяжении почти 29 лет создал в с.п.Чермен (Базоркино) гетто и ингушские дети не могут учиться в школе вместе с осетинскими детьми; когда создадут условия, в первую очередь безопасности, для возвращения ингушей во все населенные пункты, где они проживали до 1992г.; когда в органах республиканской и муниципальной власти будут представлены коренные жители Пригородного района – ингуши… Основанием для такой политической воли вот уже 30 лет как является Закон о реабилитации репрессированных народов!», — заявила эксперт.
Она предположила, что Меняйло пришел на пост главы с четко обозначенной для него позицией по ингушско-осетинским отношениям.
«Самостоятельность, если ему и оставлена в этом вопросе, то только в области культурных связей, как участие в юбилеях, на днях республики, концертах и т.п. Пройдет какое-то время прежде, чем Меняйло сам разберется в реальной сегодняшней ситуации в селах Пригородного района, где проживают ингуши, а также же увидит «закрытие села», куда не могут вернуться ингуши… Это тяжелое наследие – эхо событий осени 1992 г. в Пригородном районе – будет ему ежедневно напоминать о себе. Его предшественники оставили все это в тлеющем состоянии, периодически гася возникающие то там, то здесь очаги межнационального возгорания», — сказала Анжела Матиева.
Политолог предположила, что единственный возможный вариант для нового главы Северной Осетии – «делать ровно столько, сколько ему разрешат те, кто его пролоббировал, они же будут, если посчитают нужным, формировать и общественное мнение».
«Но я бы хотела сказать еще одну очень важную вещь — нельзя в Северной Осетии обманывать себя и своих детей, думать, что когда-нибудь вырастет поколение ингушей, которое забудет о земле своих предков, оставит Пригородный район. Этого не может произойти по природе ингушей, по крови, которая течет в их жилах. А значит, этого не произойдет никогда. Чем раньше придет осознание этой вечной реальности, тем быстрее мы начнем искать точки соприкосновения», — подчеркнула она.
Напомним, Вячеслав Битаров ушел в отставку 9 апреля. И.о. главы РСО-Алания был назначен Сергей Меняйло – уроженец республики, который около пяти лет был полпредом Путина в Сибирском федеральном округе.