Тесное пространство, серые стены с плесенью и кривая койка – в таких условиях содержатся заключенные в СИЗО, рассказала суду одна из лидеров ингушского протеста Зарифа Саутиева.
«СИЗО – это такое учреждение, которое не предусмотрено для того, чтобы люди содержались там годами. Ну максимум, наверное, который может выдержать там человек, — это полгода. Полгода в клетке… Ни одно СИЗО в России, я думаю, судя по рассказам людей, которые бывали во многих местах, не способно на сегодняшний день исполнять закон 103-ФЗ по содержанию заключенных («О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» — прим. ред.).
И сегодня, продлевая нам меру пресечения в виде содержания под стражей, вы, судьи Ставропольского края, поддерживаете вот это беззаконие, которое творится с нами», — заявила Зарифа Саутиева, выступая в суде 19 мая.
Она описала камеру: серые стены с плесенью, кривые койки, и не более двух квадратных метров на человека, вместо положенных четырех. Прокуратура и другие проверяющие в ответ на жалобы заявляют: «у вас жалоб нет, ладно, до свидания», передала Зарифа.
Подсудимая сообщила о случае с пожилой сокамерницей, которой стало плохо, и она не могла добиться врачебной помощи. Фельдшер, прибывший лишь через полтора часа, обвинил женщину в том, что она симулирует свое состояние. С трудом ей удалось вызвать скорую помощь, когда состояние стало уже критическим, рассказала она.
«Вот такая медицинская помощь в том учреждении, в котором мы сегодня находимся. Мне просто страшно представить, что будет, если с одним из наших старейшин что-нибудь подобное случится, а если уж молодому человеку там станет плохо, то просто дадут умереть, я в этом уверена», — сказала Зарифа Саутиева.
Она также выразила опасения по поводу ситуации с коронавирусом, сказав, что заключенные в СИЗО никак не защищены.
«Наша жизнь и здоровье находятся в опасности, и вы своими решениями поддерживаете это. Вы заставляете нас находиться в такой ситуации. За два года ни один из нас не сделал ничего такого, что могло бы натолкнуть на мысль, что мы можем на кого-то надавить, кому-то угрожать… Почти уверена, что нам дадут какие-то сроки… Но пусть нам дадут эти сроки. Мы будем в лагерях, наверное, которые предусмотрены для того, чтобы люди там содержались длительное время. Хотя бы мы будем видеть какое-то небо над головой. Просто невозможно находиться в клетке два года», — заявила подсудимая.
На скамье подсудимых — семь лидеров ингушского протеста. Они обвиняются в организации и призывах к насилию против представителей власти и в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Зарифа Саутиева была арестована 12 июля 2019 года. 10 марта 2021 года она была переведена под домашний арест, но на следующий день управление генпрокуратуры России по СКФО потребовало вернуть ее под стражу, и Саутиеву вновь поместили в СИЗО. 19 мая Ставропольский краевой суд оставил в силе арест всем семерым лидерам ингушского протеста.
Митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней, проходившие в Магасе с осени 2018 года, в марте 2019-го обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Всего были арестованы 46 человек, порядка 30 получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти.