18 и 19 мая Ставропольский краевой суд рассмотрел апелляционную жалобу на изменение меры пресечения лидерам ингушского протеста. Также в Кисловодском городском суде прошло очередное заседание по митинговому делу, на котором допросили четырех потерпевших. Все четверо свидетельствовали в пользу подсудимых, сообщили «Фортанге» адвокаты.

Вчера в здании Ессентукского горсуда прошли два судебных заседания по ингушскому делу. Их вели Кисловодский городской суд и Ставропольский краевой. В первой половине дня продолжилось слушание очередных потерпевших, а после участники процесса вышли на видеосвязь со Ставропольским краевым судом по апелляционной жалобе защиты на меру пресечения подсудимым. Дальнейшее рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на сегодня, 19 мая.

Общественный защитник Зарифы Саутиевой правозащитница Светлана Ганнушкина не была допущена на суд первой инстанции. Судья сослался на то, что у Саутиевой уже есть общественный защитник в лице правозащитника Олега Орлова, который присутствовал на суде.

Повторяющийся казус

Имена потерпевших росгвардейцев, допрошенных в суде первой инстанции, были засекречены. Как отметил адвокат Билан Дзугаев, суду не были представлены ходатайства о засекречивании данных потерпевших, но после указания защиты на этот повторяющийся в судебных процессах казус, судья ограничился устным обращением к потерпевшим — согласны ли они огласить их имена и фамилии, на что потерпевшие выступили против, объяснив это опасениями за свою личную безопасность и безопасность своих семей.

В ходе допроса потерпевших выяснилось, что росгвардейцы не в курсе, какое уголовное дело рассматривает суд, а также отметили, что они не подавали заявления о привлечении их в качестве потерпевших. На вопрос адвокатов, применялось ли в отношении них насилие на митинге 2019 года в Магасе, и обращались ли они после за медпомощью, росгвардейцы ответили, что во время разгона митинга в их сторону летели различные предметы, однако существенных травм они не получили и за медпомощью не обращались.

По замечанию председателя Совета правозащитного центра «Мемориал»* Олега Орлова, потерпевшие высказались в пользу обвиняемых, указав на их мирную роль во время потасовки между протестующими и силовиками.

«На вопрос защиты, нарушали ли собравшиеся закон, они лишь ответили, что митинг был несанкционирован и поэтому их надо было вытеснять. На вопросы, совершали ли что-то собравшиеся, кроме самого факта их нахождения на площади, они ответили, что ничего другого собравшиеся не нарушали и никому не мешали. Более того, кто-то говорил, что он видел, как пожилой человек в шапке, в куртке и с тростью выступил, и после этого люди стали расходиться. По всей видимости, речь идет об Ахмеде Барахоеве. Возможно, они не знают, кто это, они не знали, о чем говорили [на митинге], все было на ингушском, но, тем не менее, кто-то призвал [протестующих на ингушском языке], и они разошлись. Ничего в пользу обвинения в адрес именно этих людей они сказать не могли», — сказал Орлов «Фортанге».

Он отметил, что это не первый случай по ингушскому делу, когда свидетели либо потерпевшие в своих высказываниях говорят в пользу подсудимых и свидетельствуют о том, что старейшины воспрепятствовали столкновениям.

Ставропольский краевой суд по видеоконференцсвязи с Ессентукским горсудом рассмотрел сегодня апелляционную жалобу на изменение меры пресечения подсудимым на домашний арест. В начале заседания адвокатами было заявлено ходатайство прослушать речь прокурора на суде первой инстанции от 20 апреля, по которому было принято решение о продлении меры пресечения. Однако прокурор, который участвовал в нынешнем процессе, ответил, что нет необходимости слушать речь его коллеги, так как позиция прокуратуры уже изложена в постановлении суда, сообщила «Фортанге» председатель комитета «Гражданское содействие»* Светлана Ганнушкина.

По ее словам, со стороны прокурора это выглядит как заявление, что суд представляет сторону гособвинения. «Очень показательная оговорка получилась со стороны прокурора», — отметила Ганнушкина.

Позиция прокуратуры изложена следующая — не изменились обстоятельства, которые позволили бы изменить меру пресечения, передала правозащитница.

Однако судом были опрошены почти все свидетели обвинения и значительная часть потерпевших, поэтому доводы о том, подсудимые хоть как-то могут оказать воздействие на них, несостоятельны, тем более, что потерпевшие все засекречены, отметил Орлов.

«Кроме того, обстоятельства изменились и в другом — Зарифе Саутиевой сперва изменили меру пресечения на домашний арест, а потом отменили. При этом, сначала она находилась не под контролем со стороны правоохранительных органов, она говорила: «при желании я могла бы сбежать, но у меня нет такого желания», так что доказано, что Саутиева не воспользовалась такой возможностью – это тоже довод, что и она, и другие не намерены скрываться», — отметил Орлов.

Он также рассказал, что краевому суду были представлены материалы о привлечении к административной ответственности некоторых обвиняемых, в частности за участие в митингах. «Но странным образом в этих материалах нет продолжения — по этим административным делам наши подзащитные были оправданы и обвинения сняты», — отметил правозащитник.

«Арест подсудимых не имеет никакого отношения к закону»

Орлов считает, что нет никаких законных оснований держать под стражей его подзащитную Зарифу Саутиеву и других обвиняемых.

«Это я говорил на суде и скажу снова — по закону нет причин держать Саутиеву и других под стражей. Но есть другие причины, по которым их держат под стражей, но это не имеет никакого отношения к закону — это давление на них путем помещения их в пыточные, по сути, условия, и попытка запугать общество, чтобы показать, как будут поступать со всеми, кто позволяет себе публично выходить с мнением, осуждающим позицию власти», — считает Орлов.

В итоге Ставропольский краевой суд признал обоснованными доводы обвинения о тяжести преступления и опасениях, что подсудимые в случае перевода под домашний арест могут сбежать либо оказать давление на потерпевших и свидетелей, сообщил «Фортанге» адвокат Аральбек Думанишев.

Защита намерена подать кассационную жалобу на решение краевого суда, проинформировал адвокат Андрей Плотников.

Очередное заседание Кисловодского городского суда отложено до 25 мая.

Митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней, проходившие в Магасе с осени 2018 года, в марте 2019-го обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Всего были арестованы 46 человек, порядка 30 получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых — семь лидеров ингушского протеста. Они обвиняются в организации и призывах к насилию против представителей власти и в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Арест лидерам протеста был продлен до 9 августа.

* организация по решению Минюста РФ внесена в список иноагентов.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии