Более 60 человек пришли на закрытый показ документального фильма Хавы Хазбиевой «Ингушский катарсис». Режиссер отметила, что ее порадовал эмоциональный отклик от людей, которые пришли на просмотр.

«Это был первый показ фильма. Очень волновалась, не знала, как примут фильм в Ингушетии. И была очень счастлива, когда зрители начали высказываться… Было совершенно очевидно, насколько близки и понятны выступающим переживания и размышления героев картины», — сказала Хазбиева «Фортанге».

Главной темой документальной картины стали протесты последних лет в Ингушетии. «В основе моего фильма лежат вопросы, которыми я задаюсь всю жизнь: как стало возможно, чтобы так обесценилась человеческая жизнь? Как вырваться из этой вековой трагической бесконечности, когда зло порождает зло? Причины и вся предыстория политических выступлений 2018-2019 гг. граждан Ингушетии лежат в контексте этих вопросов. Третий год сидят под арестом в ужасных условиях мои друзья,
политзаключенные по ингушскому делу, вина которых только в том, что они не дали свершиться еще одной большой трагедии на нашей земле. Это видели и знают все. Достойнейших граждан нашей страны таким образом наказывают за проявление благородства, сострадания, милосердия. Я не знаю, как жить с этим. С этим невозможно смириться. И в этом подвешенном состоянии находится весь мой народ», — сказала режиссер.

Она отметила, что фильм дает людям возможность осознать, что с ними происходит, увидеть себя со стороны. «Это крик отчаяния и боли ибо невозможно больше находиться в таком состоянии, в котором ингуши находятся более трех десятилетий. Ни у кого из нас нет никакой уверенности в том, что с нами не произойдет самое страшное в любой момент. На наших глазах совершались тысячи трагедий, и никто не ответил ни за одно преступление», — заявила Хава Хазбиева.

Режиссер отметила, что героями документальной картины стали люди разных поколений, социальных групп, политических взглядов, например, представители духовенства или бывшие силовики.

«Очень сложно в Ингушетии найти семью, которую не коснулась большая беда.
Люди не могут так больше жить и всеми доступными средствами ищут путь к обновлению. Это мучительный поиск выстраданной правды о себе, о времени, о природе государства, общества, власти… Самое главное, что я поняла, исследуя сегодняшнюю ситуацию в Ингушетии, — это, то что у людей есть надежда на мирное преодоление всех этих тяжелейших проблем, есть понимание необходимости консолидации всех политических сил страны в этот очень важный для России исторический момент», — сказала она.

Общественный деятель Анжела Матиева отметила, что «героями фильма стали люди, чьи судьбы были словно перемолоты через жернова, разделив участь своего народа».

«Среди них старейшины, которые делились своим воспоминаниями о прошлом, став очевидцами депортации 1944 г., активными участниками народного протеста в 1973 г. в Грозном и осенью 2018 года. Это Мурад Беков (Дал къахетам болба цог1), в последние годы своей жизни возглавлявший Совет тейпов, Мухарбек Хаштыров, член Совета тейпов и другие. О том, каким должен быть мусульманин, защищающий свой народ, говорили известные в Ингушетии Алимы. Глубокими и содержательными были рассуждения нашей молодежи о судьбе своего народа. Это и Хасан Кациев, переживший репрессии 2018-19 гг., активисты Гапур Евлоев и Борис Кодзоев. О борьбе за права и свободы самих ингушей в фильме Хавы Хазбиевой рассуждали российские правозащитники и писательница Алиса Ганиева», — отметила общественница в своей публикации на странице в Facebook.

Она отметила, что в каждом интервью, показанном в фильме, — судьба одного человека переплетается с трагической судьбой его народа. «Не только сопереживаешь героям фильма, но и не можешь справиться со своим внутренним протестом, когда речь идет о наших политзаключенных, лидерах и активистах народного протеста: Малсаге Ужахове, Ахмеде Барахоеве, Ахмеде Погорове, Барахе Чемурзиеве, Мусе Мальсагове, Багаудине Хаутиеве, Исмаиле Нальгиеве и Зарифе Саутиевой», — написала Анжела Матиева.

Митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней проходили в Магасе с осени 2018 года. В марте 2019 года они обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Всего были арестованы 46 человек, большинство получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых сейчас находятся восемь лидеров протеста, включая экс-министра МВД Ингушетии Ахмеда Погорова, процесс над которым проходит отдельно.

4.6 5 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии