Ингушский активист Магомед Хамхоев, осужденный за подстрекательство к нападению на силовиков во время массовых протестов в Магасе, вышел на свободу  5 августа после 28-месячного заключения.

У входа в СИЗО №12 Пятигорска, известного в народе как тюрьма «Белый лебедь», активиста встречали его братья Геланий Хамхоев и Магомед Шутуров и трое активистов, уже отбывших свои сроки,  Багаудин Мякиев, Мустафа Вышегуров, Али Хамхоев. Об этом «Фортанге» сообщил Геланий Хамхоев, также осужденный по ингушскому делу и вышедший на свободу в феврале 2020 года.

Магомед Хамхоев рассказал «Фортанге», что все это время не видел своих детей, а жену —  только один раз в суде. Он сказал, что очень соскучился также по своим родителям, а по приезде домой первым делом домой планирует навестить свою бабушку.

Тюрьма «Белый лебедь» в Пятигорске в прошлом известна как одно из самых суровых мест заключения в России. Построенная в 1938 году, она изначально была приютом для политических заключенных.

Магомед Хамхоев рассказал об уважительном отношении в заключении к тем, кто отбывал наказание по митинговому делу. «Условия лучше некуда! – улыбнулся Магомед. – Все сотрудники общались на «Вы». Я не могу говорить за всех, кто там сидит. Но с нами, кто сидел по митинговому делу, все были очень вежливыми, во всех вопросах шли на контакт. По поводу СИЗО не могу высказать даже маленькой жалобы. В разные годы, возможно, условия отличались, но на данный момент все нормально. И сотрудники, и мы взаимно соблюдали законы. В бытовом плане там в принципе все было. Перенести было тяжелее всего то, что там сидят наша сестра Зарифа Саутиева и старики. Руки у нас были связаны, ничего сделать не можем – значит, все по воле Всевышнего Аллаха. Значит, наверно, так было предопределено».

На вопрос, с каким чувством Магомед выходит на свободу, он ответил, что благодарен Всевышнему за такое испытание. «Он укрепил иман (веру в истинность ислама) во всем. Тюрьма меня многому научила. Но все-таки я никому не желаю туда попасть. Мне лично то время, которое я там отсидел, пошло на пользу. Даже в плане здоровья  – я занимался физкультурой. Единственное  – делить было не с кем здоровье», – смеется Магомед.

Магомед Хамхоев назвал  митинговый процесс «сфабрикованным делом и полным беспределом». «В России есть законы, но они написаны так, что их можно обойти», – подытожил он.

Отец активиста Муса Хамхоев рассказал, что семья осужденного тяжело переносила отсутствие единственного кормильца. «Конечно, были проблемы. У него жена и пятеро детей. Самому старшему сейчас тринадцать лет. Самому младшему три года. Никто не работает. У меня пенсия 12 900 рублей. И все! Как-то выжили. Родственники помогали финансово», — сказал он.

По его словам, дети гордятся своим отцом. «Они, конечно, переживали. Но все их успокаивали, говорили, что ваш папа сидит из-за митинга, что он ничего плохого не сделал, сидит по ошибке. Все валили на Евкурова (Юнус-Бека Евкурова, бывшего главу Ингушетии)! –  смеется Муса Хамхоев. –  «Ваш папа герой!» Вот они и радуются, что он герой. Учителя в школе тоже успокаивали детей: “Скоро придет ваш папа, он не виноват”».

Адвокаты готовят жалобу на приговор Магомеда Хамхоева

Магомед Хамхоев был осужден в феврале 2021 года, на тот момент с учетом отбытого в СИЗО срока ему оставалось провести в заключении еще восемь месяцев. «Поскольку он отбыл в СИЗО время ознакомления с материалами и время апелляционного рассмотрения, то его отпускают в связи с учетом отбытого срока», – пояснила «Фортанге» адвокат Фатима Урусова.

Она напомнила, что в конце июля Ставропольский краевой суд оставил апелляционную жалобу на приговор Хамхоеву без удовлетворения, оставив его в силе.  Адвокаты Джабраил Куриев и Фатима Урусова планируют вновь обжаловать это решение в Кассационном суде.

По словам Фатимы Урусовой, суд проигнорировал показания 38 свидетелей, заявивших, что Хамхоев ни к чему не призывал, а все действия они (свидетели) совершали самостоятельно. Кроме того, в суде первой инстанции 25 свидетелей были незаконно предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, считает она. «25 из этих 38  – это ранее осужденные по этому же уголовному делу, которым, дается статус «иных участников процесса»»,  — пояснила адвокат.

Второй адвокат Хамхоева Джабраил Куриев также не согласен с решением суда. «Мы считаем, что суд дал неправомерную оценку свидетельским показаниям. Тридцать восемь свидетелей – это же не один свидетель, к которому он может отнестись критически! Есть условия, когда суд должен относиться критически к показаниям свидетелей. В данном случае суд обосновывает свое критическое отношение к показаниям тридцати восьми свидетелей защиты только тем, что они согласуются с позицией подсудимого.  Такой формулировки в УПК нет», — пояснил он «Фортанге».

Напомним, Ставропольский краевой суд оставил в силе приговор участнику митинга в Магасе Магомеду Хамхоеву. Фигурант митингового дела был приговорен к 3,5 года колонии общего режима в феврале. В своем последнем слове он отверг вину.

Его брат, Геланий Хамхоев также был осужден в феврале 2020 года за участие в магасском митинге на девять месяцев колонии-поселения, сообщал ранее «Кавказский узел».

Митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней проходили в Магасе с осени 2018 года. В марте 2019 года они обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Большинство арестованных после тех событий получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых сейчас находятся восемь лидеров протеста, включая экс-министра МВД Ингушетии Ахмеда Погорова, процесс над которым проходит отдельно.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии