11 августа на заседании по митинговому делу в Ессентукском городском суде защита опровергла версию обвинения о создании экстремистского сообщества Малсагом Ужаховым. Лингвист-психолог не нашла экстремизма в словах Зарифы Саутиевой на митинге.
Свою линию защита построила на показаниях одного из свидетелей, рассказал «Фортанге» адвокат Малсага Ужахова Джабраил Куриев.
Этот свидетель защиты является одним из ключевых, пояснил адвокат. «В обвинительном заключении сказано, что не позднее мая 2018 года Малсаг Ужахов, Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов проводили митинги, объединившись и создав экстремистское сообщество с целью дестабилизации общества, испытывая политическую ненависть к действующей власти республики. Доказательства обвинения Малсага Ужахова в создании экстремистского сообщества ведут отсчет с июня 2018 года, когда перед зданием ингушского парламента был проведен митинг с требованием к депутатам Народного собрания принять закон о прямых выборах главы Республики Ингушетия и вернуть смешанную систему избрания депутатов. Организацию этой акции обвинение ошибочно приписывает Малсагу Ужахову, и с этого момента формируется дискурс об экстремистском сообществе», — рассказал Куриев.
Он отметил, что Малсаг Ужахов, Ахмед Барахоев и Муса Мальсагов на тот момент даже не были знакомы, не общались между собой. «Но воссоздавая ложную хронологию событий, обвинение формирует иллюзию того, что некая подрывная антиправительственная деятельность велась подсудимыми задолго до митингов протеста против соглашения об изменении границ, и закрепляет за Малсагом ключевую роль в создании этого сообщества», — рассказал адвокат.
Ключевой свидетель защиты, возглавлявший в тот момент региональное отделение политической партии «Защитники отечества» в Ингушетии, заявил, что именно он являлся непосредственным организатором данного мероприятия. «Именно он подавал уведомление, именно ему вынесли предостережение, именно он давал объяснительные по этим мероприятиям. Оригиналы всех этих документов он предоставил суду, они были исследованы и приобщены к материалам дела», — пояснил Куриев.
Свидетель, предоставив соответствующие оригинальные документы и дав показания в суде, фактически опроверг обвинение в этой части. «Следствие в данном случае ошиблось или целенаправленно действовало. Малсаг Ужахов не только не является организатором митинга в июне 2018 года, но и был оправдан судом как его участник. Административное дело было прекращено. Мы вернули прежде оплаченный штраф 20 000 рублей», — рассказал адвокат.
Ранее «Фортанга» сообщала, что на заседании суда 4 августа постановление о прекращении административного дела и признании Малсага невиновным в совершении административного правонарушения были исследованы и приобщены к материалам дела.
Куриев также рассказал, что в митинговом деле не соблюдается принцип состязательности сторон. «Бумага все терпит. Раз обвинение что-то утверждает, суд поддакивает. УПК есть, но на практике он дрейфует. Но сегодня мы опровергли обвинение в этой части. Малсаг не имеет никакого отношения к организации июньского митинга перед зданием парламента республики», — сказал Куриев.
Суд отказался допросить Евкурова по делу о лидерах протеста
Всего на заседании 11 августа было допрошено семеро свидетелей защиты, все они не присутствовали на площади в Магасе в ночь на 27 марта 2019 года, однако принимали участие в митингах против изменения границ с Чечней осенью 2018 года и весной 2019 года. Они единодушно заявили, что участвовали в протестах по зову сердца, рассказал «Фортанге» адвокат Магомед Беков.
«Они считали неправильным подписание соглашения об изменении границ, а позже, весной 2019 года, возмутились тем, что в закон хотели внести изменения – убрать абзац о праве на референдум», — пояснил адвокат.
Он рассказал, что фактически все допрошенные говорили о своем неприязненном отношении к Евкурову. «Людей возмутило, что Евкуров неоднократно высказывался о малоземелье в Ингушетии, однако кулуарно, втайне от народа, без проведения референдума, подписал это соглашение», — сказал Беков.
Свидетели также говорили о том, что во время митингов со стороны подсудимых не было никаких призывов к экстремизму и попыток манипулировать сознанием находившихся на площади людей и призывов к противоправным действиям.
Он также рассказал, что суд отказал в удовлетворении ходатайства адвоката Калоя Ахильгова о вызове в суд в качестве свидетелей бывшего главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и бывшего председателя правительства Ингушетии Зялимхана Евлоева.
Отказ был обоснован тем, что экс-глава и экс-премьер ничего полезного пояснить суду не могут, не являются участниками уголовного судопроизводства, не могут ничего рассказать о событиях марта 2019 года и о создании экстремистского сообщества.
Суд необоснованно отказал в удовлетворении данного ходатайства, считает Беков. «У защиты есть к этим людям [Юнус-Бек Евкурову и Зялимхану Евлоеву] ряд вопросов. Евлоев согласовывал все митинги, согласования приходили за его подписью. На мартовском митинге Евкуров выходил к людям, и его охрана провоцировала присутствовавших на неадекватные действия по отношению к главе. Евкуров на национальном ТВ говорил о том, что «всех участников и организаторов митинга надо взять и сажать». Также к нему есть вопросы и по соглашению. Чем было мотивировано это решение? Почему он изменил своей прежней, совершенно противоположной позиции «Ни пяди земли!»? Почему он нарушил клятву о том, что он будет соблюдать Конституцию и сохранять территориальную целостность республики, которую приносил при вступлении в должность», — заявил адвокат.
В случае обвинительного приговора защита планирует обжаловать необоснованные отказы в вызове свидетелей вместе с итоговым решением суда, пояснил защитник.
Лингвист опровергла выводы чеченского эксперта о высказываниях Саутиевой
На заседании лингвист-психолог из Ростова-на-Дону, специализирующаяся на проблемах речевой агрессии, руководитель экспертного учреждения Лилит Месропян опровергла обвинение Зарифы Саутиевой в экстремистских высказываниях во время митинга, раскритиковав проведенную ранее экспертизу. Об этом рассказал адвокат Билан Дзугаев, ранее направлявший Месропян адвокатский запрос по поводу экспертного заключения, которое имеется в материалах уголовного дела о высказываниях Саутиевой на митинге.
Адвокат пояснил, что имеются ввиду ее фразы: «Не ломайте строй, идиоты! Отойдите и не кидайте стулья». Эксперт Торгово-промышленной палаты Чеченской республики расценил их как призывы к насилию.
«Я задал ей [Месропян] вопрос: «Является ли данное заключение эксперта, которое лежит в деле, выполненное экспертом Торгово-промышленной палаты Чеченской республики, соответствующим нормам закона и их экспертной деятельности?». Лилит Месропян дала заключение, суть которого в том, что, помимо всего прочего, чеченский эксперт не был уполномочен проводить эту экспертизу, потому что не имел соответствующей компетенции и образования. Сегодня я обеспечил явку специалиста в суд, где Андрей Сабинин и остальные адвокаты допросили ее по поводу данного ею заключения на экспертизу, находящуюся в деле. И она официально, под подпиской, подтвердила свои доводы. В том числе, она пояснила, что ничего деструктивного и направленного на разжигание вражды или призывавшего к применению насилия в высказываниях Саутиевой на митинге не было», — рассказал Месропян.
Зкспертное лингвистическое заключение от 11 апреля 2019 года было выполнено по просьбе ФСБ Ингушетии экспертом Торгово-промышленной палаты Чеченской Республики Артуром Алгаевым, оно легло в основу ареста Зарифы Саутиевой. А в основу обвинения легло видео, которое Зарифа сама снимала в прямой трансляции на митинге в Магасе в июне 2019 года, сообщал ранее «Кавказский узел».
Заседание продолжалось четыре часа.
Следующее заседание по делу запланировано 24 августа. На следующей неделе заседаний не будет, так как судья уходит в отпуск.
Митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней проходили в Магасе с осени 2018 года. В марте 2019 года они обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Большинство арестованных после тех событий получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых сейчас находятся восемь лидеров протеста, включая экс-министра МВД Ингушетии Ахмеда Погорова, процесс над которым проходит отдельно. 20 июля арест семи лидерам был продлен до ноября.