На очередном заседании по митинговому делу был допрошен один из ключевых свидетелей защиты — бывший замполпреда по ЮФО Муса Келигов. В своей речи он обвинил Юнус-Бека Евкурова в том, что ситуация с изменением границ, включая беспорядки на митингах, была спланирована им.
На заседании по митинговому делу в Ессентукском суде 7 сентября был допрошен ряд ключевых свидетелей защиты. Асхаб Гойгов, бывший министр имущественных отношений, вице-премьер при Евкурове, курировавший земельные вопросы, заявил в суде, что передача земель Чечне была неадекватным решением, так как передаваемая территория исторически была ингушской. Также он сказал, что подсудимые и другие участники митинга предпринимали все усилия для недопущения конфликта, сообщил «Фортанге» адвокат Джабраил Куриев.
«Гойгов рассказал, что находился на площади перед НТРК «Ингушетия» 26 и 27 марта и сам лично останавливал молодежь. Он как свидетель озвучил очень важный момент: «Даже если бы кто-то хотел руководить действиями толпы, это было бы невозможно, потому что площадь большая, и людей очень много». Свидетель подтвердил, что на площади действовали провокаторы. По его словам, периодически в совершенно спокойную толпу забегали три-четыре силовика, что спровоцировало людей на проявление агрессии. Гойгов, как и многие другие, подтвердил, что во время утреннего намаза в толпу со стороны силовиков была брошена светошумовая граната», — рассказал Джабраил Куриев
Руководитель историко-географического общества «Дзурдзуки» Якуб Гогиев заявил на заседании, что именно он своим постом в Facebook в августе 2018 года довел до ингушской общественности информацию о том, что происходит на границе Ингушетии и Чечни, когда на территорию заповедника «Эрзи» зашли чеченские силовики. Этот свидетель, присутствовавший на митинге в Магасе, также показал, что подсудимые делали все возможное, чтобы не допустить конфликта толпы и силовиков.
Муса Дудургов, имам села Барсуки рассказал, что участвовал в митингах в 2018-2019 годах, так как был не согласен с соглашением об изменении границ. Также этот свидетель дал положительную характеристику своему односельчанину, подсудимому Малсагу Ужахову.
«За 15 лет службы имамом я ни разу не слышал, чтобы кто-то говорил о них что-то плохое», — заявил Дудургов. Будучи знаком с остальными подсудимыми, он также охарактеризовал их исключительно положительно, рассказал адвокат.
В распоряжении «Фортанги» оказалась видеозапись допроса одного из самых важных свидетелей защиты – бывшего заместителя полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Мусы Келигова. Он сделал заявление, что столкновения на акциях протеста были изначально спланированы Юнус-Беком Евкуровым как способ отвести внимание федерального центра от реализуемых в республике коррупционных схем.
«Я и тогда, и сегодня, я всегда знал, что всю эту провокацию, связанную с установлением границы, придумал Евкуров. Я сам разговаривал с Евкуровым до митинга, до подписания. Это лично его провокация, это все придумал он совместно с тогдашним премьером Евлоевым, с сенатором Хамчиевым. У него цель была одна. Он ввел в заблуждение федеральный центр, чтобы отвлечь внимание от коррупционных схем и тех преступлений, которые на тот момент совершались в республике», — заявил Келигов суду.
Свидетель также рассказал, что в 2018 году встречался в Магасе с генералом Трофимовым из центрального аппарата ФСБ и объяснял ему сложившуюся в Ингушетии ситуацию.
«Я рассказал Трофимову, что в свое время в своем кабинете Евкуров лично мне в разговоре сказал, что если бы у него были такие возможности, как у Рамзана Кадырова, то он расстрелял бы лично 10 тысяч жителей Ингушетии, а остальных заставил бы работать, как в 1937 году. Весь этот разговор его помощники записали, скинули в интернет, скинули мне. Могу передать на любой уровень», — рассказал Келигов. Свидетель подтвердил, что на этой аудиозаписи записаны его голос и голос Евкурова.
Также Келигов утверждает, что трасса, ведущая на Экажевский круг, куда двинулись 27 марта 2019 года участники митинга, была перекрыта по указанию Евкурова с целью обострить ситуацию.
«У меня есть свой источник, — сказал свидетель. — После митинга был такой якобы митинг на федеральной трассе. Я даю гарантию, что трассу тогда перекрыли по указанию Евкурова. И до сих пор все про это молчат. Ни один из тех, кто перекрыл трассу, не участвовал в митинге в Магасе. Я это утверждаю, я это проверял. Я собирал специально материал для президента страны. К сожалению, я с ним не смог встретиться из-за пандемии».
На вопрос адвоката Магомеда Бекова о том, финансировал ли Келигов ингушские протестные митинги, Келигов ответил отрицательно. «Как можно финансировать выход практически всего ингушского народа на площадь? Какие деньги нужны и какая сила?», — заявил он.
Келигов дал положительную характеристику Ахмеду Погорову, кандидатуру которого он лично предлагал на должность министра МВД и которого теперь также судят как лидера ингушского протеста. «Полковника милиции, бывшего министра МВД республики, человека, который реально много раз рисковал жизнью, когда там шла реальная война, когда такие, как Евкуров, боялись голову показывать в республике, сегодня судят за то, что он сказал правду», — заявил свидетель.
Он отметил, что готовит информационное письмо для президента страны и пообещал направить в адрес суда и это письмо, и аудиозапись своего разговора с Евкуровым. «Я все равно эту правду донесу до президента страны, даю вам слово», — сказал свидетель.
На вопрос подсудимого Багаудина Хаутиева о том, знает ли его Келигов, он ответил отрицательно. Хаутиев пояснил суду, что его вопрос не случаен: первые 4-5 дней после задержания на него оказывалось давление с целью выбить показания против Келигова. «Потом меня просили, чтобы я хотя бы сказал, что хотел видеть этого человека президентом республики. Для них этого уже было достаточно. Это были личные счеты Евкурова, скорее всего», — рассказал Багаудин Хаутиев.
Также Келигов сказал, что познакомился с Ахмедом Барахоевым около тридцати лет назад, когда тот был большим начальником. Он отверг данные, содержащиеся в характеристике Центра Э, о том, что Барахоев в 1997-98 годах одолжил у него и не отдал до сих пор 500 тысяч рублей. «Никаких финансовых отношений у меня никогда с Ахмедом не было», — сказал свидетель.
По ходатайству защиты было исследовано видео, где Юнус-Бек Евкуров дает указание секретарю Совета безопасности посадить организаторов митинга.
Напомним, с осени 2018 года в Магасе проходили митинги против соглашения, по которому значительная часть Ингушетии была отдана Чечне. В марте 2019 года они обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Большинство арестованных после тех событий получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых сейчас находятся восемь лидеров протеста, включая экс-министра МВД Ингушетии Ахмеда Погорова, процесс над которым проходит отдельно. 1 сентября на суде по делу семи лидеров два свидетеля и перевод выступлений на митинге подтвердили невиновность подсудимых.