Обвиняемый по митинговому делу Муса Мальсагов не мог вмешиваться в политические процессы, так как в этом случае, по уставу «Красного Креста»*, ингушское отделение было бы закрыто, а сам активист исключен из этой организации, заявили свидетели на заседании суда в Ессентуках.
На заседании Кисловодского суда по митинговому делу 28 сентября были допрошены два свидетеля, а также исследованы и приобщены к делу несколько материалов защиты. Об этом «Фортанге» рассказал адвокат Джабраил Куриев.
Суд, в частности, приобщил справку Центра по борьбе с экстремизмом и протоколы осмотров компьютеров, изъятых во время обысков у Бараха Чемурзиева и Ахмеда Барахоева. Куриев пояснил, что эти материалы относятся к «иным документам, подтверждающим факт отсутствия вины».
«При осмотре компьютера был якобы изъят регламент уведомления о проведении митинга 26 марта 2019 года, в котором Малсаг вообще не заявлен как спикер. Если обвинение считает Малсага организатором экстремистского сообщества, почему ему по регламенту не дают слова? Линия защиты состоит в том <…> что никаких слаженных действий не было, а значит, не было никакого экстремистского сообщества», — сказал адвокат.
Другие представленные защитой материалы еще раз продемонстрировали суду, что Малсаг не имеет отношения к событиям мая-июня 2018 года.
«В мае 2018 года он действительно подавал уведомление о проведении митинга 28 мая 2018 года, но ему отказали, и митинг не состоялся. Состоявшийся митинг за прямые выборы главы 2 июня 2018 года проводили совсем другие политические силы, — пояснил Куриев. — Уведомление на этот митинг подавали Всероссийская политическая партия «Защитники Отечества» и региональное отделение всероссийской политической партии «Интернациональная партия», однако провели его именно «Защитники Отечества». Соответствующие документы были исследованы и приобщены к делу».
Ранее защита довела до суда, что Малсаг Ужахов как участник митинга 2 июня 2018 года был реабилитирован Верховным судом Ингушетии, в постановлении которого сказано, что он не нарушал общественный порядок, напомнил адвокат. «А если он его не нарушал, то по закону не подлежит наказанию», — сказал он.
Суд также приобщил к делу характеристики Малсага Ужахова, данные участковым и местной администрацией по месту прописки. Был также исследован уже имевшийся в материалах дела характеризующий материал, отметил Куриев.
Сегодня также были допрошены двое свидетелей защиты – коллеги Мусы Мальсагова в бытность его председателем ингушского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»*. Они исключительно положительно охарактеризовали его, а также заявили, что он никогда не занимался политикой и не высказывался на эту тему, рассказал адвокат.
«Свидетели объяснили, что если бы Мальсагов хоть как-то вмешивался в политические процессы, то по уставу «Красного Креста»* отделение было бы закрыто, а он был бы исключен из этой организации. Он не мог одновременно заниматься политикой и быть членом Красного Креста*», — сказал адвокат.
Заседание длилось семь часов с перерывом на обед. Следующее заседание суда запланировано на 29 сентября.
Муса Мальсагов в течение четырнадцати лет возглавлял ингушское отделение Российского Красного креста. Он вел благотворительные программы и помогал нуждающимся. Взяв отпуск в ингушском отделении «Российского Красного креста», он вышел на площадь. И там, осенью 2018 и в последующем, на митинге 26-27 марта 2019, оказался в центре событий. За непокорность и созданные властям неудобства весной 2019 года прокуратура Ингушетии инициировала в отношении Красного креста внеплановую проверку Минюста. После — организацию внесли в реестр НКО, выполняющих функции иноагентов.
Напомним, митинги против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней проходили в Магасе с осени 2018 года. В марте 2019 года они обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Большинство арестованных после тех событий получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. На скамье подсудимых сейчас находятся восемь лидеров протеста, включая экс-министра МВД Ингушетии Ахмеда Погорова, процесс над которым проходит отдельно.
На заседании по митинговому делу в Ессентуках 22 сентября среди прочих доказательств были приобщены два видеосюжета, касающиеся митинга в Магасе 31 октября 2018 года, рассказал «Фортанге» адвокат Джабраил Куриев. На них Малсаг Ужахов говорит о решении досрочно прекратить согласованный на три дня митинг в Магасе. Это подтверждают то, что у него не было цели свергнуть власть, заявил адвокат.
- Организация признана Минюстом иностранным агентом.