Как сообщает «Кавказский узел»* со слов адвоката Романа Раковского, защита в апелляционной жалобе заявила, что свидетели, давшие обвинительные показания, от своих слов отказались.
В частности в апелляционной жалобе сказано, что приговор Добриеву был вынесен с нарушением постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2016 № 55 «О судебном приговоре», где в пункте 17 говорится, что «в силу презумпции невиновности обвинительный приговор не может быть основан на предположениях».
Адвокаты указали, что все обвинения строятся на показаниях Тимура Орцханова, обвиняемого в серии нападений на силовиков в 2010-2012 гг. Або Добриев заявлял о том, что невиновен и с Орцхановым не знаком. «Как следует из показаний свидетелей, адвокатов М. Хаматханова и Ш. Тепсаева, присутствовавших на очной ставке между Т. Орцхановым и А. Добриевым, Орцханов заметно нервничал и вел себя беспокойно. Для того чтобы уличить его во лжи, М. Хаматханов и Ш. Тепсаев пытались задать ему ряд вопросов, однако все вопросы были отведены следователем. Данный факт позволяет сделать вывод о ложных показаниях Т. Орцханова в части причастности А. Добриева к вменяемым ему в вину преступлениям, так как показания были даны им с целью минимизировать свою ответственность на совершенные в составе бандгруппы преступления», — считают адвокаты.
На суде Добриева упор делался на деятельность запрещенной на территории России террористической организации «Имарат Кавказ» и одного из его подразделений — «Вилайят Галгайче» (запрещена судом на территории России), которая действовала на территории Назрани и Назрановского района Ингушетии в 2009-2010 годах. В апелляционной жалобе отмечается, что судебным следствием якобы установлено что Або Добриев добровольно вступил в экстремистскую организацию, где под прозвищем «Иса» принимал участие в обороте оружия и в нападении на сотрудников правоохранительных органов. Однако А. Даурбеков (амир «Валият Г1алг1айче») сказал, что Добриева не знает и никогда не видел. В жалобе адвоката говорится: «Человек по прозвищу «Иса» ему был знаком. Это Коригов Хамзат, который давно погиб. Следовательно, если бы А. Добриев состоял в преступной организации, то о нем А. Даурбеков если не видел, что маловероятно, то хотя бы слышал».
В приговоре Або Добриеву суд так же ссылается на показания А. Дидигова и Ю. Дидигова, как на доказательства, подтверждающие обвинения. В апелляционной жалобе защита указывает, что в ходе судебного заседания Ю. Дидигов он отказался от своих показаний, в которых говорил о причастности Добриева к преступлениям. «Пояснил, что показания против Добриева он давал под давлением оперативных сотрудников, которые ему угрожали и применяли в отношении него физическое насилие, требовали от него оговорить Добриева. На самом деле Добриева он не знает, впервые он его увидел в ходе судебного заседания», — сказано в жалобе.
А. Дидигов так же отказался от показаний, данный во время предварительного следствия о том, что получил от Добриева автомат и участвовал с ним в нападении на ГИБДД. «И, тем не менее, в приговоре суд ссылается как на доказательства, подтверждающие обвинения, на показания А. Дидигова и Ю. Дидигова <…> Судом не приняты во внимание допрошенные в ходе предварительного следствия и в судебном заседании ряд свидетелей, которые также в своих показаниях не приводят доводы причастия Добриева к вменяемых ему в вину преступлениям… Также не принята во внимание вся совокупность проведенных по делу судебных экспертиз, которые никак не свидетельствуют о причастности Добриева к вменяемым ему преступлениям…. Собранные по делу доказательства обвинения подтверждают факт существования преступного сообщества, созданного для совершения тяжких и особо тяжких преступлений… с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, убийств граждан. Но эти доказательства не подтверждают причастность Добриева к совершению указанных преступлений. По мнению защиты, вина Добриева не доказана ни на предварительном следствии, ни в ходе судебного заседания», — говорится в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 389.15-389.20 УПК РФ, защита просит суд изменить приговор Южного окружного суда от 1 октября 2021 года и оправдать Добриева в связи с его непричастностью к совершению указанных преступлений.
Напомним, 3 апреля 2019 года Або Добриев был задержан в своей квартире. Он был заподозрен в нападении на силовиков во время митинга в марте 2019 года в Магасе. Но через несколько дней эти подозрения с Добриева сняли и возбудили другое дело – об организации преступного сообщества в 2012-2013 годах. Дело дошло до суда в сентябре 2020 года. 1 октября Добриев был приговорен к пожизненному заключению. Суд признал его виновным в убийстве сотрудника МЧС, трех полицейских и покушении на солдат внутренних войск в Ингушетии и Северной Осетии. 3 октября защита заявила о намерении обжаловать приговор.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента