На заседании Кисловодского горсуда, которое проходило в Ессентуках, был допрошен бывший глава МВД Ингушетии Дмитрий Кава, который сейчас живет в Новосибирске и больше не работает в силовых структурах, сообщает «Кавказский узел».*
Экс-министр дал уклончивые ответы на вопросы об экстремизме в действиях обвиняемых, тогда как подсудимые рассчитывали, что Кава подтвердит их мирные намерения на митинге в Магасе, указали обвиняемые и защита.
На вопрос адвоката Магомеда Бекова, помнит ли Дмитрий Кава встречу с Мусой Мальсаговым и Барахом Чемурзиевым осенью 2018 года, Кава ответил: «Я сейчас уже не могу сказать, с кем лично встречался, потому что общение происходило практически постоянно».
По его словам, указания на силовое вытеснение людей, которые находились на площади ночью 27 марта, были выполнены по указанию из федерального центра.
Ахмед Барахоев задал свидетелю вопрос о том, встречались ли и беседовали ли с активистами и, в частности с ним самим, Кава и другие высокопоставленные силовики, например руководитель Главного управления МВД по СКФО Сергей Бачурин. Свидетель ответил утвердительно. «Скажите, пожалуйста, все ваши пожелания, чтобы мирно, правильно народ себя вел — мы исполняли?» — спросил Барахоев. «Ну, почти все», — ответил Кава. «Когда нужно было освободить дорогу, когда Бачурин и вы попросили отодвинуть [людей с дороги на площадь], вопреки тому, что многие горячие головы против меня пошли, отодвинули мы?» — уточнил Барахоев. «Отодвинули. Митинг был согласован на площади возле телерадиокомпании — и перешли туда, на эту площадь», — ответил Кава. Также свидетель подтвердил, что по просьбе силовиков были разобраны палатки, которые митингующие установили, чтобы спрятаться от дождя.
Адвокат Башир Точиев спросил у свидетеля, располагало ли МВД Ингушетии информацией о создании подсудимыми экстремистского сообщества в республике «не позднее мая 2018 года». «Я не помню такую информацию, это раз. А во-вторых — если даже такая информация была, она имела закрытый характер», — ответил Дмитрий Кава.
Еще через несколько минут Барах Чемурзиев снова задал этот вопрос Каве. «Мы хотим получить четкий ответ, у вас была информация о существовании в Ингушетии экстремистского сообщества, с нашим участием или с каким-то другим участием, у вас была такая информация или не была, да-нет?» «Я не помню такую информацию», — ответил Кава.
Также во время допроса Кава часто отказывался отвечать, ссылаясь на секретность,ъ либо на то, что не помнит обстоятельств, или отвечал короткими стандартными формулировками. Среди подсудимых было заметно разочарование его ответами.
Что касается несостоявшегося допроса Сергея Зубова, ходатайство о допросе которого судья ранее удовлетворил, то Беков пояснил: «Суд нам сегодня сообщил, что поступил некий рапорт в Кисловодский городской суд, содержание которого ему еще не известно. В следующем заседании судья нам озвучит, что указано в этом рапорте».
Напомним, дело семи лидеров протеста в Ингушетии, обвиненных в создании экстремистского сообщества, рассматривается судом на Ставрополье с ноября 2020 года. Обвиняемые находятся под арестом, срок которого продлен до 9 ноября.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.