Позиция главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматова, который воздержался от публичных комментариев по поводу работ на реке Фортанге, не добавляет ему популярности в республике, считают аналитики. Он опасается обострять ситуацию и вступать в заведомо проигрышный конфликт с Рамзаном Кадыровым, сообщает «Кавказский узел».
Руководитель ингушского отделения Правозащитного центра «Мемориал»* Тимур Акиев не исключает, что новый виток напряженности на границе Ингушетии и Чечни может быть триггером для общественных волнений.
⠀
«Мне трудно сказать, с чем связано очередное напряжение в спорах о чечено-ингушской границе. Возможно, это случайность, тем более что чеченская сторона признала, что производила строительные работы в районе административной границы без согласования с ингушскими властями, и пообещала всё исправить. Триггером в таком вопросе может послужить всё что угодно — строительные работы, высказывания чиновников, действия или бездействия властей», — заявил Тимур Акиев.
⠀
По его мнению, молчание главы Ингушетии связано с его нежеланием обострять ситуацию.
«Возможно, Калиматов предпочитает воздерживаться от комментариев, опасаясь, что его слова могут быть неверно истолкованы и только усугубят ситуацию. Правительство какую-то работу проводит и отчитывается о её результатах перед главой. Будет этого достаточно или нет, покажет время. Конечно же, такая позиция Калиматова вызывает раздражение у многих жителей Ингушетии, особенно на фоне тех агрессивных заявлений, которые делает Кадыров. Допускаю, что такая тактика Калиматова не добавляет ему популярности, но думаю, что он и не ставит перед собой такой цели, а пытается решить проблему конкретными действиями. В любом случае ингушские власти в этой конкретной ситуации не остались в стороне», — сказал Акиев.
Мнения относительно молчания Калиматова в Ингушетии разделились, отметил учредитель ингушского историко-географического общества «Дзурдзуки» Якуб Гогиев.
«Одни говорят — нужно отвечать, другие — что на это хамство реагировать не стоит, тем более что та сторона заявила, что это всего лишь временные строительные работы, и в ближайшее время все вернут на место — имеется в виду русло реки», — пояснил Гогиев.
Что касается угроз и оскорбительных слов Кадырова, то их в Ингушетии воспринимают с юмором, сказал он.
«Это стало, скорее, поводом для мемов. Надо отметить, несмотря на воинственную их риторику, в бытовой жизни между чеченцами и ингушами конфликтов не было, в отличие от тех же осетин в Пригородном районе, где за неделю было несколько драк на межнациональной почве. Никто не собирается тут воевать, проливать кровь и так далее. Сейчас в массе своей люди считают, что на этот вопрос смотрят несправедливо. Они думают, что не надо торопиться под давлением внешних сил и скорее личных интересов Кадырова. Придет время, все сядут за стол переговоров и, как положено мусульманским народам, решат вопрос, как велит шариат», — рассказал историк.
Не только близящийся приговор активистам, но и сама проблема разграничения является раздражителем для населения Ингушетии, уверен директор агентства «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко.
«Проблема ведь реально существует, она не придумана. К тому же Кадыров чувствует себя на подъёме, а Калиматов, вероятно, нет», — заявил Евгений Минченко.
Поэтому, указал он, глава Ингушетии и молчит: «А что он скажет? Уровень его политического веса и политического веса Кадырова просто не сопоставимы. Просто разные лиги».
Напомним, 11 ноября «Чеченавтодор» провел земляные работы на берегу реки Фортанги, по которой проходит граница с Ингушетией. Они отвели речные воды в сторону, что вызвало возмущение в Ингушетии — как местных жителей, так и чиновников. Рамзан Кадыров заявил, что протест против работ организовала в Ингушетии «кучка провокаторов, которые пытаются разыграть националистическую карту», а также указал, что способен отнять у Ингушетии земли, перешедшие к республике во времена Джохара Дудаева.
Напомним, глава Чечни Рамзан Кадыров на выездном совещании в Галанчожском районе пригрозил, что заберет у Ингушетии земли, переданные республике Джохаром Дудаевым [бывший президент Чеченской Республики Ичкерия], если ингуши не успокоятся. По его словам, соглашение об установление границы между Ингушетией и Чечней в 2018 г. — братская услуга. Совет тейпов Ингушетии заявил, что высказывания главы Чечни Рамзана Кадырова разжигают межнациональную рознь.
Выступление Кадырова прозвучало через три дня после того, как жители Ингушетии устроили стихийных сход в селе Галашки, с требованием разобраться в ситуации. Так они отреагировали на изменения русла реки Фортанга чеченскими дорожниками, без согласования с местными властями.
Ранее «Фортанга» публиковала доклад с основными положениями о границах и территории Ингушетии, подготовленный Общенациональной комиссией по границам и территории республики, образованной Всемирным Конгрессом Ингушского Народа 30 октября 2018 года. А Совет тейпов в июле 2021 г. направил документ руководству Чечни и Ингушетии. В данной работе были использованы картографические материалы и документы из фондов-коллекций Государственного архива Республики Ингушетия, из Росреестра и других государственных организаций и ведомств. По мнению авторов доклада, документ подтверждает, что переданная территория Республики Ингушетия в 2018 году по соглашению между Ю-Б. Евкуровым и Р. Кадыровым Чеченской Республике является неотъемлемой частью Республики Ингушетия.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.