«Для торжества зла необходимо только одно условие – чтобы хорошие люди сидели, сложа руки». Эдмунд Бёрк.
В тюрьме очень много свободного времени. Время, которое у тебя ворует система. Ворует у тебя, у твоих родителей, у твоих детей. Это время можно было бы потратить на правильное воспитание и образование своих детей, помочь им расставлять приоритеты в своей жизни.
Это время, потерянное, можно было бы потратить не только на свою семью, но и с пользой для общества, для страны и даже для этого государства, создавая новые ценности, как материальные, так и моральные. Но это все не о России. В России всегда, всегда, во все времена, отдельный человек, личность, рассматривался только как расходный материал, биотопливо для достижения каких-то призрачных, эфемерных целей величия государства. И не важно, какой государственный строй, какая идеология существовала в тот или иной период. Но окончательный результат был один и тот же – ни счастливых людей, ни величия государства. Одни разочарования и очередной мираж счастливого будущего, на очередном горизонте истории.
Многие возразят – клевета, мы живем в великой стране. Великой? Нет. В большой — да. Величие страны определяется не победами в войнах, а благополучием граждан и уважением со стороны соседей. В разное время и с разным успехом русские победили в войнах всех своих соседей. Но стали ли русские от этого великими, или может русский народ, россияне стали жить лучше, безопаснее? Определенно нет.
Россия победила Турцию. Неоднократно. Но живут ли русские лучше турок? Нет. Русские победили финнов, но живут ли русские лучше финнов? Нет. Мы победили немцев. Но живем ли мы лучше немцев? Нет. Мы победили японцев. Но живем ли мы лучше японцев. Нет. Хуже. Мы живем хуже всех побеждённых.
Население этих стран растет демографически, а население России уменьшается. Уменьшается каждый день на 3 тысячи человек. Каждый день. В мирное время. Без войны, без усилий со стороны США НАТО. Как это может быть? Причем уменьшается в абсолютных цифрах именно русский народ. Побеждённые во внутренней войне чеченцы тоже растут демографически, как и все мусульманские регионы страны. И живут лучше, чем средний российский житель глубинки.
Казалось бы, в такой ситуации власть должна абстрагироваться от всех внешних вызовов и бросить все ресурсы исключительно на решение внутренних государственных, политических и экономических проблем, на диалог с гражданским обществом, на спасение молодежи, попавшей в лапы наркомафии и продажных чиновников, на создание благоприятной и безопасной среды обитания населения. А что мы видим на самом деле? Очередная эскалация напряженности со всем цивилизованным миром, возможная масштабная война с Украиной, а через нее и со всем миром.
Очередная война с очередным соседом. И с кем? С Украиной. С украинцами, которые исторически и ментально наиболее близки к русским. По крайней мере, ближе, чем китайцы или таджики.
Разве война рождает сыновей? Нет. Война убивает самых сильных, самых молодых. Война пожирает генофонд, богатство, будущее нации. Война плодит сирот, увеличивая количество детских домов и приютов, масштабирует нищету, невежество, несправедливость. Казалось бы – это непреложные истины, лежащие на поверхности и к которым человечество пришло эмпирическим путем, еще 75 лет назад. Так почему Россия бегает по одному и тому же замкнутому кругу и наступает на одни и те же грабли?
Неужели проблема только в руководителях и элите? Ведь руководители были разные по социальному происхождению. Были потомственные монархи с 300-летней историей, были и безродные выскочки, но страна не менялась экзистенциально. Может проблема все-таки не в руководителях? Может проблема все-таки масштабнее, тотальнее и безнадежнее?
Как я ранее отметил, в тюрьме много свободного времени и его надо с пользой для себя использовать. Я свое время трачу в основном на книги. На хорошие книги, которые мне передают с воли наши друзья. Прочитав труды таких авторов, как Филип Зимбардо, Стивен Пинкер, Нассим Талеб, Юваль Н. Харари, начинаешь под иным фокусом рассматривать многие вещи, в том числе и себя, свое место в обществе. На многие нарративы, прочно укоренившиеся в сознании людей, в систему образования и воспитания детей, начинаешь смотреть с совершенно новым взглядом.
Казалось бы, что нового можно открыть для себя в повести И. Тургенева «Муму», предназначенной для школьников средних классов. Оказывается, когда читаешь эту книгу или повесть Л.Н. Толстого «Воскресенье» с высоты прожитых лет и горького жизненного опыта, то роль главных героев, их поступки и мотивы открываются для тебя в совершенно ином свете.
Кто у нас в повести «Муму» главный злодей»? Барыня. А кто жертва, положительный герой? Щенок Муму и Герасим. Да, это если ты еще не знаешь жизни, у тебя нет опыта, тебя не били по голове в прямом или переносном смысле. К Муму претензий нет. К собачке я испытывал жалость и в детстве, и в возрасте 52 лет. Тут изменений когнитивных нет. Аналогичное отношение к помещице-барыне, только противоположно постоянное. Старая, больная, сумасбродная баба. Мерзкое существо. А вот фигура Герасима для меня предстает в совершенно ином мрачном виде.
Герасим — глухонемой слуга барыни. Необщительный, нелюдимый, избегает общения, обладает недюжей физической силой. И тут он привязывается к маленькому щенку. Искренне его полюбил, как собственного ребенка. Щенок становится для него всем, лучшим другом. Собачка отвечает взаимностью, собачьей взаимностью. Но безобидный лай Муму, который легко переносит большинство обитателей дома, начинает раздражать барыню. Он ей мешает спать. И она приказала утопить щенка.
И что сделал Герасим, когда барыня приказала ему утопить единственного друга? Отказался и понес наказание? Отвесил «леща» барыне и сбежал с собачкой? Нет. Он утопил щенка. Правда не сразу, а после длительных морально-нравственных мучений. Как и положено русскому человеку. Утопил своего друга. Убил бессловесную, беззащитную тварь, которая ему доверяла до последней минуты жизни.
Почему Герасим выполнил откровенно преступный приказ барыни? Что ему плохого сделал щенок? Ничего. Наоборот, на преступление его толкнула барыня, соответственно виновна была она, но убил он не ее, а своего единственного друга.
И убил собачку Герасим из-за собственной трусости перед властью, проявил низменное малодушие под угрозой наказания. Вместо того, чтобы остановить зло в самом начале, он его даже реализовал. И здесь в смерти Муму роль барыни вторична. Абсолютным злом предстает сам Герасим, причем без собственной воли. Он не хотел, но сделал. Он любил и жалел, но убил. А разве смерть щенка решила какую-либо проблему? Нет. Мигрень и бессонница барыни не исчезли — не Муму была причиной болезней. Стал ли Герасим счастливее от того что выполнил приказ и убил невинную тварь? Нет. Прожил остаток жизни, мучаясь угрызениями совести.
Власть сама не совершает преступлений, власти нужны исполнители. Власть беспомощна, когда нет исполнителей. Власти нужны «Герасимы». Герасимы — исполнители, которые имеют глаза и понимают, что они делают. Но в то же время, они глухи к чужим проблемам и не имеют мужества говорить правду в глаза власти. И такие глухие и немые, в переносном смысле, совершают преступления. И неважно, какие у них мотивы и основания, от этого преступление не перестает быть преступлением. Их много таких исполнителей в нашей стране, и имя им – легион.
Они работают в правоохранительной и судебной системе – фальсифицируют доказательства и уголовные дела, пытают и убивают людей, выполняя преступные приказы. Они работают в избирательных комиссиях и школах, подтасовывают результаты выборов, выполняя преступные приказы. Они работают в СМИ, оболванивают и обманывают население, выполняя приказы. Именно они являются опорой любого самого преступного и самого кровожадного режима. Именно они корень зла. Миллионы глухих, немых, бездушных, трусливых герасимов. Миллионы терпил, потомственных терпил, которые покорно и трусливо сносят унижение от власти, от грубой силы, но при этом одновременно жестоки, беспощадны и несправедливы к слабым и нуждающимся в защите.
И сегодня, накануне войны с Украиной, они не выйдут на площади своих городов, протестуя против преступных приказов, а покорно поплетутся, подгоняемые кнутом на братоубийственную войну убивать слабых, беззащитных и тем самым надеясь спасти свою собственную шкуру.
«Нам нужно понять, что пассивно принимать несправедливость системы – значит сотрудничать с этой системой и тем самым становиться соучастником ее злодеяний» — Мартин Лютер Кинг.
16.02.2022
@Che_barah