Назрань, бывшая столица Ингушетии, по данным Росстата, признана городом с самым низким индексом стоимости жизни в России — товары и услуги здесь на 25% дешевле среднестатистических. Однако неоднозначное «звание» скрывает за собой коррупцию и бедность, пришли к выводу журналисты «URA.RU», пообщавшись с местными жителями.
«Даже не знаю с чем связано, что Росстат назвал нас самым недорогим городом в стране. Услуги и продукты у нас достаточно дорогие. Вообще вся республика достаточно дорогая. В той же Северной Осетии цены на порядок ниже. При этом у нас же очень низкие доходы населения», — рассказал горожанин.
Местное население в основном занимается торговлей, а также живет за счет социальных выплат от государства, заявила жительница Назрани.
«Многие здесь держат свои небольшие магазины, торгуют на рынке. Почти вся такая торговля не зарегистрирована в налоговой, а это ведь тоже, наверное, снижает стоимость продукции. При этом зарплаты в городе очень низкие — 10-12 тысяч получают продавцы в магазине. Более-менее сносные деньги можно заработать на крупных частных предприятиях, но средней в городе считается зарплата в 20 тысяч рублей. Интересно, что на многих предприятиях хорошие зарплаты получают русские специалисты, а ингушам платят значительно меньше на аналогичных должностях. Начальство знает, что местным особо деваться некуда, отсюда и такая дискриминация. Если же кто-то будет выражать свое недовольство, то его тут же уволят», — утверждает она.
По словам женщины, большое подспорье для местного населения — это различные социальные выплаты.
«Получают деньги как многодетные семьи — распространен «отцовский капитал», когда деньги выплачиваются за третьего и последующего ребенка в семье. Многие у нас получают пособия по инвалидности. Кстати, это в Ингушетии в целом довольно распространенное явление, которое появилось на куда более высоком уровне, чем администрация города. Получить «группу» здесь можно за взятку, чем многие пользуются, оформляя инвалидность даже на новорожденных. В некоторых семьях в Назрани по пятеро детей-инвалидов, конечно они такие только на бумаге», — уверена женщина.
Жители Назрани утверждают, что «купить» можно не только инвалидность. В городе приходится давать взятки даже тем, кто хочет попасть на срочную службу в армию, а туда в республике стремятся многие молодые люди, рассказали сразу несколько собеседников.
«Хорошие деньги в республике можно получать лишь в армии или в полиции. Туда многие стремятся, но попасть ингушам в армию сложно. Например, мой сын хотел попасть служить на срочную службу. С него за это в военкомате попросили 50 тысяч рублей. При этом, если тебе пришла повестка, а ты не хочешь идти служить, то придется заплатить эти же 50 тысяч. Вот так у нас тут все. Хочешь идти — плати, не хочешь — опять плати. Южан не особо берут в армию. У нас, например, трудоустройство в Росгвардию оценивается где-то в полмиллиона рублей, но потом тебя легко могут оттуда выгнать. Такой вот бизнес. Даже после армии туда попасть бывает практически невозможно», — заявил местный житель.
В целом город, центр которого представляет собой несколько кварталов со школами, многоквартирными домами и торговыми центрами, окружен значительной долей частного сектора. Дома здесь хорошие, многие из них находятся в стадии строительства и, кажется, что в этой стадии они застряли на долгое время, отмечает агентство «URA.RU».
«Несмотря на то, что у нас в регионе большая безработица, практически каждый считает своим долгом построить хороший дом для своей семьи. Мы вообще нация строителей. У нас нищие люди экономят на всем и строят дома на последние деньги. Но, как можно заметить, даже последние деньги заканчиваются, и дома стоят недоделанными годами», — говорит местная жительница Людмила.
При этом, молодежь не стремится уехать из Назрани, а оседает поближе к дому. Причина проста — менталитет и крепкие семейные традиции.