После начала войны в Украине страны Запада ответили беспрецедентными санкциями против России, а иностранные компании, имевшие представительства в регионах, предпочли либо приостановить свою деятельность, либо вовсе уйти с рынка. Это привело к разрыву логистических цепочек, а падение курса рубля усилило подорожание товаров и услуг.
Хотя в правительстве России говорят о курсе на импортозамещение и развитии партнерства с азиатскими рынками, экономики регионов пока переживают сильный удар. Не избежала его и Ингушетия: опрошенные «Фортангой» предприниматели республики заявили об отсутствии иностранных комплектующих, подорожании цен на услуги и оттоке клиентов.

Рост цен в сфере сервиса

Среди предпринимателей Ингушетии одними из первых почувствовали последствия ухода иностранных компаний с российского рынка те, кто работает в сфере сервиса. В точках продаж автозапчастей для иномарок сообщают, что комплектующие подорожали в среднем на 30%, при этом спрос упал примерно на 60%.

«Сейчас большая проблема с маслами из Европы и запчастями. Раньше всё ввозилось с Запада, это были немецкие, польские и французские производители. Пополнения полок их продукцией сейчас нет. Например, шин Michelin не осталось практически. Конечно, есть в продаже товары от азиатских брендов, но их качество хромает», — рассказали «Фортанге» в магазине MusaMotors в Назрани.

Аналогичная ситуация — в сфере ремонта электроники и строительных инструментов: в среднем починка устройства подорожала на 35% на фоне снижения клиентуры на 30%-40%. В сервисных центрах пояснили, что в республике образовался дефицит европейских запчастей.

Кафе «Нана-Наьсаре»

Повышение цен на продукты питания, о котором «Фортанга» сообщала ранее, отразилось и на ресторанном бизнесе Ингушетии. Владелец сети этно-кафе «Из тьмы веков» Анзор Ведзижев пояснил, что сфера общепита фиксирует скачок цен с начала марта, а также отсутствие некоторых импортных продуктов на рынке.

«Продукты, которые мы покупали, взлетели в цене от 30%. Некоторые продукты в два раза поднялись в цене. После отскока курса доллара цена не вернулась на прежнее место. А ресторанный бизнес очень чувствительный, и мы не можем себе позволить поднимать цены пропорционально подъему цен на продукты. В итоге нам приходится лавировать», — поделился Ведзижев.

По его наблюдениям, в связи с ростом цен многие люди явно корректируют свои расходы, поток клиентов уменьшается. На скорый позитивный эффект от импортозамещения Ведзижев не рассчитывает и сейчас думает, как продержаться в кризисное время.

Растения без европейских препаратов

Между тем в правительстве Ингушетии в 2022 году решили выделить 74 млн рублей на грантовую поддержку сельского хозяйства. Деньги по программе «Агростартап» направлены на развитие сельскохозпроизводства в рамках создания системы помощи фермерам и расширения сельской кооперации. По данным Минсельхоза Ингушетии, заявок в прошлом году поступило около 400, основные направления — животноводство и растениеводство. Конкурсный отбор в итоге прошли 98 начинающих фермеров.

Начальник отдела животноводства и растениеводства Минсельхоза Ингушетии Зелимхан Оздоев в разговоре с «Фортангой» отметил, что «республика взяла курс на импортозамещение еще после введения первых санкций против России в 2014 году».

«На сегодняшний день сельхозпредприятия и частные фермеры ориентированы на отечественного производителя, за исключением нескольких компаний, которые заказывали рассаду из Голландии. В остальном — семена, удобрения, большинство саженцев у нас от отечественного производителя», — сказал Оздоев.

Чиновник признался, что есть и проблемы — так, возник дефицит препаратов по защите растений от заболеваний и вредителей. «Эти медикаменты поставлялись из Голландии, Франции или Германии. Пока что мы пользуемся прошлогодним завозом, новые пока не приобретали. Есть альтернатива заменить эти препараты китайскими, но у них качество не такое, какое хотелось бы получить», — пояснил он.

Оздоев также добавил, что 80% сельскохозяйственной техники либо от отечественного, либо от белорусского производителя. А имеющаяся импортная техника пока в ремонте не нуждается.

Ферма в Ингушетии

Ингушский фермер Магомед Кодзоев подтвердил проблему с возможным дефицитом препаратов от заболеваний растений. Однако, по его словам, в среде сельхозпроизводителей есть и другая сложность: «У нас нет вообще сеялок для овощей. Сейчас мне, например, нужно вручную посеять гектар помидор. Можно, конечно, попробовать арендовать сеялку, но я не думаю, что кто-то даст. У меня 8 га земли, и мы работаем руками».

«С реализацией малины или помидор проблем нет, но вот с техникой есть», — констатировал фермер.

В сторону дешевых сегментов

Есть ли у экономики Ингушетии сильные стороны, которые можно развить в кризисное время? Директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Азамат Тлисов напомнил, что хоть экономика республики и является дотационной, в Ингушетии есть направления, которые можно развить при грамотном подходе.

«В основном, в Ингушетии крупные проекты реализуются в сфере сельского хозяйства, в республике есть большие сады. Но необходимо продумать проработку этой продукции в полном цикле: как пример — открытие линии по производству варенья. Следующее преимущество — это высокий уровень животноводства, проходящего в горных условиях. Как вариант, можно усилить овцеводство в небольших поселениях, задействовав местных жителей. В результате решится еще и проблема с занятостью населения», — считает Тлисов.

По его словам, Ингушетия также может развивать туристические направления, но это требует сотрудничества с другими регионами. Что же касается сервиса, то эта сфера страдает во многих регионах России, не только в Ингушетии, напомнил эксперт.

«Ситуация поменяется, если появятся альтернативные логистические цепочки и комплектующие. Сейчас мы наблюдаем устойчивый запрос у рынка на эти изменения, так что наверняка альтернативы будут находиться, но не сразу», — заключил Тлисов.

Предприниматель Анзор Ведзижев пояснил, что он и его знакомые пока не могут прогнозировать, как выберутся из этой ситуации, и не исключил, что его бизнесу придется перемещаться в более дешевый сегмент.

«Естественно, ни на какую существенную форму господдержки рассчитывать не приходится. Мы ведь всегда делали акцент на качественной продукции и тратили свои деньги именно на это. Сейчас же нам придется рассматривать другие варианты, менее качественных продуктов. Это приведет к смещению спроса с дорогих ресторанов на бюджетные кафе, а с них — на суперэкономичные варианты столовых», — сказал Ведзижев.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии