Ингушетия — самый маленький субъект в Российской Федерации, республика протянулась с севера на юг всего на 110 километров, а расстояние между восточной и западной границей региона колеблется в пределах 10-50 километров. Люди зачастую живут в одном населенном пункте, работают в другом, а навещать ближайших родственников регулярно ездят на другой конец республики.
При этом регион — практически на 100% мусульманский. Условно его можно разделить на салафитскую и суфийско-тарикатскую части — между этими группами есть разногласия, которые касаются, в том числе, определения времени начала намаза. Официальное время намаза, установленное муфтиятом, — одно для всей Ингушетии, но это вызывает вопросы у мусульман: проблема единого времени молитвы неоднократно поднималась общественностью.
Например, в одном населенном пункте — на одну и ту же молитву разные мечети призывают в разное время. И это вносит путаницу в среду верующих. Особенно актуальным этот вопрос становится в Рамадан, когда мусульмане соблюдают пост, и утренняя и вечерняя молитвы — это еще и точки отсчета, с которых запрещено либо, наоборот, разрешено принимать воду и пищу.
«Фортанга» поговорила о том, почему в республике разная методология определения расписания намазов и предпринимаются ли шаги по разрешению этого, с математиком Илезом Бековым, заместителем муфтия Ингушетии Мухаммадом Хаштыровым, богословом Исой Цечоевым и имамом мечети Магаса Адамом Мержоевым.
Расписание намазов исходя из принципа общеингушского времени молитв
Учитель математики и энтузиаст Илез Беков стал известен в Ингушетии тем, что сделал макет шеста солнечных часов для определения полуденного и послеполуденного намаза и установил их у мечети в родном Кантышево. По словам Бекова, с этой инициативой он обращался к разным имамам республики, к представителям групп, но ориентирование на солнечные часы приняли только в одной мечети.
«Время полуденной и послеполуденной молитв в исламе определяется математическим способом, поэтому об этом я могу говорить с уверенностью», — отметил Беков.
Определение времени других намазов в исламе по хадисам имеет иную специфику и не связано с математическим расчетом, пояснил он.
По словам математика, определение времени полуденного и послеполуденного намаза с помощью солнечных часов исходит от изначальной исламской традиции. «Это то, как мусульмане определяли время наступления молитвы еще тысячу лет назад, но, к сожалению, у нас в Ингушетии между алимами по-прежнему есть разногласия расписаний даже по этим двум молитвам», — сетует Беков.
Две версии расписания намазов в Ингушетии
Как рассказал «Фортанге» заместитель муфтия Ингушетии Мухаммад Хаштыров, разногласия в расписании намазов начались примерно 10 лет назад, «с приходом приложений и сайтов с расписанием молитв». Он подчеркнул, что с методологией определения времени молитв в Ингушетии разобрались еще в 1990-х.
«Тогда наши алимы пришли к общему мнению насчет времени молитв, и этих принципов мы сегодня продолжаем придерживаться. Была и тогда проблема, она заключается в том, что за прошлый век нашими людьми были утеряны знания в астрономии по правилам ислама, и сейчас мы стараемся восполнить это упущение, но в целом те принципы, которые были установлены 30 лет назад, остаются рабочими для нас и сегодня», — пояснил Хаштыров.
По словам заммуфтия, в Духовном управлении мусульман Ингушетии расписание намазов устанавливают, исходя из принципа общеингушского времени молитв.
Хаштыров отметил, что Ингушетия имеет небольшую протяженность с севера на юг — и особенно с востока на запад. «Поэтому в те годы Духовное управление мусульман решило, что, раз между населенными пунктами разница во времени начала молитв получается незначительной, в несколько минут, то для удобства будет расписание для всей Ингушетии, когда все совершают намаз по наиболее позднему времени, чтобы расписание охватывало всю республику», — рассказал он.
Есть еще одна проблема с разницей во времени — определение расписания вечерних намазов, которые совершаются после захода солнца. В месяц Рамадан это и начало разговения. Представители Духовного управления считают началом вечерней молитвы момент, когда лучи солнца скрываются с макушек гор, тогда как имамы салафитского толка отсчитывают начало с захода солнца на горизонте.
«Но это небольшая разница получается в наступлении вечернего намаза, 6-8 минут», — отметил Хаштыров.
Возможно ли общее решение по определению времени молитв в Ингушетии? По словам Хаштырова, инициативные группы для разрешения этого вопроса ранее создавались, но «эти инициативы ни к чему не привели».
«Мы не видим смысла стараться угодить всем сторонам в этом вопросе, это получается как показуха».
«Главное, что у нас есть решение всех алимов Ингушетии в свое время, которому мы следуем, и оно правильное», — подытожил Хаштыров.
Имам Магаса Адам Мержоев считает, что создать инициативную группу по установлению общих для всех правила определения намаза было бы хорошо, но ему о таких инициативах не известно. «В нашем городе нет такой инициативной группы, мы этот вопрос не поднимаем, вопрос с расписанием намаза надо решать на общереспубликанском уровне», — сказал Мержоев «Фортанге».
Время намаза, в соотвествии со своим населенным пунктом
Салафитская часть Ингушетии предпочитает следовать времени в соответствии со своим населенным пунктом, в этом и есть разногласия по времени определения намазов.
3 года назад между муфтиятом и салафитской общиной шло обсуждение по установлению единого расписания молитв, но переговоры не были продолжены, рассказал «Фортанге» шейх Иса Цечоев.
«По инициативе прошлого главы Ингушетии мы обсуждали установление общего расписания, с нашей стороны был Абу Ганижев, а со стороны муфтията был заместитель муфтия Ибрагим Албаков. Тогда они согласились с четырьмя из пяти молитв, разногласие было только по магрибу (вечерняя молитва — прим. ред.), они опирались на то, что магриб наступает, когда лучи солнца исчезают со склон гор», — напомнил Цечоев.
Но обсуждения не были продолжены, а предварительное согласие муфтията с расписанием четырех молитв кроме вечерней так и не были утверждены, отметил он.
«Что касается сводного расписания для всей республики, то мы тоже для удобства сделали два расписания: для Джейрахского района и для остальных населенных пунктов Ингушетии, но мы предлагаем более точное расписание», — сказал собеседник. По его словам, время полуденной и послеполуденной молитв, установленное Илезом Бековым с помощью солнечных часов, наиболее точное. «И наше расписание совпадает с его расчетами», — подчеркнул Цечоев.
«Установление времени наступления молитв связаны с явлением природы, и здесь не должно быть разногласий в установлении времени», — заключил богослов.
«Фортанга» провела опрос в своем телеграм-канале, чтобы узнать, по какому времени совершают намаз наши читатели. На 14.30 мск 25 апреля в нем приняли участие 1198 человек, 43% респондентов заявили, что молятся по расписанию муфтията, большинство же, 51% — что по астрономическому времени. В комментариях к опросу читатели делились и своими вариантами, например, что можно самостоятельного определять время намаза через специальные приложения в смартфоне.
Малик Бутаев