Свыше 30 ингушских беженцев из Чечни судятся с правительством республики, министерством национальной политики и администрацией Назрани. Им не предоставили жилье, нарушив законные права. Руководитель Общества вынужденных переселенцев из Чеченской республики Мадина Дзортова рассказала «Фортанге», что некоторые из семей пытаются получить квартиры с середины 1990-х годов, когда из-за военных действий им пришлось покинуть свои дома.
«Мы хотим отстоять свои права в суде, устали от обманов, – пояснила Дзортова. – По решению Конституционного суда Ингушетии от 2019 года нам обязаны выделить жилье, однако власти республики просто закрывают на все глаза, это абсолютный беспредел. Для беженцев несколько лет назад построили многоквартирные дома, но по официальным данным 177 из них остались пустыми, хотя еще около 400 семей имеют на них право. Эти большие квартиры на 3-4 комнаты, которые чиновники, видимо, просто оставили для себя».
Судебное разбирательство идет в Магасском районном суде. В исковом заявлении, копия которого есть в распоряжении редакции «Фортанги», говорится, что УФМС РФ по Ингушетии годами отказывало людям в продлении статуса вынужденных переселенцев, мотивируя это получением ими различного вида компенсаций. По словам Дзортовой, их семье в конце 1990-х действительно выделили на всех 120 тысяч рублей, но купить квартиру на такие деньги даже по тем временам было невозможно.
Получение подобной выплаты само по себе не является основанием для отказа в предоставлении жилья. В иске отмечено решение Конституционного суда РФ, в соответствии с которым компенсация не лишает вынужденных переселенцев возможности улучшения жилищных условий. Конституционный суд Ингушетии в 2019 году также указывал, что нормативные предписания не могут служить основанием для лишения людей права на жилье – согласно ФЗ №476 «О вынужденных переселенцах».
Защита ссылается и на решение Верховного суда от 29 апреля 2002 года, где говорится, что получение компенсации не может служить основанием для отказа в предоставлении жилья, если размер выплат не соответствует стоимости утраченной недвижимости и не дает людям возможности для покупки новой квартиры. При этом, подчеркивается в иске, переселенцы в других регионах, в отличие от Ингушетии, даже после выплаты компенсации имеют возможность встать на учет для улучшения жилищных условий и получить новые квартиры.
Переселенцы просят признать бездействие властей незаконным, включить их семьи в списки жилищного фонда Ингушетии и обязать власти предоставить положенные по закону квадратные метры.
«Властям очень удобна такая ситуация, – говорит Мадина Дзортова. – На наши права им вообще плевать. Пользуются тем, что люди живут у родственников, проворачивают свои схемы. Наше жилье в Чечне заняли местные чиновники, а мы здесь ничего не можем получить уже почти 30 лет».
Ожидается, что решение по иску ингушских переселенцев будет вынесено на очередном заседании 3 июня.
Жительница Грозного Мадина Дзортова бежала в Ингушетию в начале Чеченской войны в декабре 1994 года. Впоследствии власти Чечни незаконно передали её дом в пользование другим людям, а попытки вернуть его через суд потерпели неудачу. В Ингушетии Мадина проживает уже более двадцати лет, своего жилья у нее нет. Дом ее родственников, в котором она сейчас живет, признан аварийным.
В февраля 2019 года Конституционный Суд Ингушетии удовлетворил жалобу Мадины Дзортовой по признанию незаконным постановление правительства Ингушетии, в соответствии с которым переселенцы лишаются своего статуса и права на получение жилья, если государство им когда-либо предоставляло им какую-либо компенсацию.
Суд постановил Парламенту Ингушетии законодательно урегулировать вопросы предоставления жилья из жилищного фонда Ингушетии вынужденным переселенцам, покинувших безвозвратно Чеченскую Республику.