Расположенная в Малгобеке самая большая свалка Ингушетии (площадь — 20,8 га) горит практически каждый день, а запах гари и вредные вещества не дают спокойствия местным жителям. Официально закрытая еще в 2017 году несанкционированная помойка растет в размерах и сейчас находится в непосредственной близости к городу и расположенным рядом селам, создавая угрозу жизни и здоровью людей. «Фортанга» рассказывает, что известно о полигоне и ее рекультивации, на которую было выделено больше 1 млрд рублей.

Закрыта, но работает

Свалка по трассе в село Вежарий-Юрт (ныне – Вежарий) начала работать еще в 1980-х. С тех пор поменялась страна, несколько руководителей и президентов, однако сюда продолжают вести отходы со всего района даже после закрытия, ухудшая и без того плохую экологическую ситуацию. Так, в 2018 году суд даже оштрафовал директора МУП ЖКХ Малгобека, сотрудники которого «ввиду отсутствия в городе спецполигона» складировали мусор на несанкционированной свалке.

Общая площадь полигона превышает 20 га, что делает ее самой большой в республике.

Заниматься вопросом свалки власти начали лишь в последние годы, когда ситуация уже полностью вышла из-под контроля. Приказом Минприроды России в 2019 году он попал в госреестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Тогда же земельный участок был включен в федеральный проект «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Именно по этой программе в регионе ликвидировали две крупные свалки: в Назрани и сельском поселении Нестеровское (общая площадь – около 19 га).

В 2019-м начались и основные обещания власти по рекультивации свалки Малгобека. В декабре того года начальник управления охраны окружающей среды Минприроды Ингушетии Адам Баркинхоев говорил ТАСС, что в 2020 году они уже приступят к работам.

Однако позже возникли юридические проблемы. Минприроды совместно с мэрией пришлось оформлять право муниципальной собственности на участок под свалкой и работа растянулась еще на год. Тогда Баркинхоев признавался, что туда продолжают свозить мусор и решить этот вопрос у них не получается.

«Данная свалка действительно эксплуатируется до сих пор. В планах на 2020-2021 годы она у нас стоит в очереди на ликвидацию и рекультивацию. Ввиду отсутствия денежных средств данная заявка была переделана, и рекультивацию и ликвидацию необходимо было перенести. Но сегодня этот вопрос уже решен», — говорит он газете «Ингушетия» осенью 2020 года.

В ноябре того же года Госдума РФ все-таки включила в бюджет на 2021-2022 гг. выделение республике 1,2 млрд рублей двумя траншами на рекультивацию свалки. Конкурс по поиску подрядчика был объявлен весной 2021-го, но шел более полугода, поскольку ФАС России выявила многочисленные нарушения в закупке.

«Мусор разбросан по всему городу»

Недавно чиновники сообщали, что техническая готовность объекта составляет 84%, до конца октября все этапы рекультивации будут завершены, а до 1 ноября объект будет принят с опережением сроков. Как следует из сюжета НТРК «Ингушетия», 300 тысяч кубов мусора со свалки были собраны в три больших холма, там их изолировали, утрамбовали девятью слоями, а сверху поставили защитный экран из гидроизолирующих материалов. Сейчас на месте идут работы по строительству системы водоотведения, ливневок и системы дегазации. На самих холмах после завершения работы будут высажены различные виды трав и растений.

Несмотря на похвальные сюжеты на ТВ и в госмедиа, реальность несколько иная. Уже несколько лет свалка постоянно горит, отравляя и экологию, и людей вокруг. Жители Малгобека в последнее дни все чаще жалуются на частые пожары и запах гари, который сохраняется несколько суток. Общественник, житель Малгобека Аслан Хамхоев в беседе с «Фортангой» рассказал, что мусор разбросан по всему городу, а власти справиться с проблемой не могут.

«Малгобек сегодня самый грязный город в республике. Мусор разбросан даже в парках и на обочинах дорог. Город лежит в низовье и здесь мало ветров, поэтому, когда поджигают мусорную свалку по утрам, во всем городке стоит невыносимой смог, от которого задыхаются люди. Особенно страдают астматики. Люди не знают куда убежать.

Работа по вывозу мусора в городе не налажена. Когда на смену ПУЖКХ пришли сервисные компании, все стало хуже. Они новый мусор свозят на ту же свалку и поджигают. Умеют только деньги с людей собирать и судами угрожать, а когда дело доходит до работы, то ничего не делают. Эту проблему решить совершенно не сложно при адекватной власти, но у нас нет таковой», — сказал он.

Из-за пожаров на свалке в мэрии созвали внеплановое заседание комиссии по ЧС, где подвергли критике деятельность регионального оператора ООО «Экосистема», которой власти передала в ведение участок. По итогам встречи в Росприроднадзор и Роскомнадзор были направлены письма с просьбой проверить деятельность компании. Но скорее всего, регоператор отделается незначительным штрафом.

«Любой полигон бытовых отходов –  источник повышенной пожарной опасности, — считает промышленный эколог, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» ВолгГТУ Владимир Желтобрюхов. — Особенно опасно, когда при возгорании ядовитый дым от горящей пластмассы, лакокрасочных материалов и товаров бытовой химии направлен на жилые дома. Именно в таких материалах в процессе горения выделяются опасные токсичные вещества. Они могут привести к серьёзным легочным расстройствам».

По словам специалиста, даже не горящая свалка выделяет диоксин — один из опаснейших ядов, который сильнее цианида в тысячи раз. Кроме того, идет разрушение почвы, загрязнение грунтовых вод.

«Правительство должно помогать инициативным людям»

Кроме ликвидации свалки в городе полно и других проблем, которые власти не решают. 25 июля имам центральной мечети Малгобека Ибрагим Батыров во время пятничной хутбы обратился к главе республики Махмуд-Али Калиматову. Он сказал, что жителям Малгобека приходится по каждому вопросу ездить в Назрань или в Магас — потому что в своем городе они не могут ни получить права, ни оформить номер, ни решить другие проблемы. Он также обратил внимание на свалку.

«Малгобеку дали звание города воинской славы, и Калиматов вручил ветеранам войны памятные шашки — но лучше бы он сделал так, чтобы ветеранам не приходилось вдыхать испарения от горящего мусора», — сказал Батыров.

Аслан Хамхоев считает, что выход в данной ситуации не только в рекультивации свалок, он и строительстве мусороперерабатывающих заводов.

«Нам пора строить технопарки, но не для распила денег и личного обогащения пары человек, как раньше, а для нормальной работы. Там можно будет разместить те же мусороперерабатывающие заводы, наладить раздельный сбор отходов. Такие попытки в Ингушетии были, но все сошло на нет из-за жадности. Правительство в этом начинании должно помогать инициативным людям, а не думать, как своих родственников на хлебные должности посадить», — заключил он.

 

 

 

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии