Одна из главных тем последних дней в Ингушетии – обрушение древнего склепа в селе Цори Джейрахского района. В комплексе были обнаружены артефакты, в числе которых старинные элементы одежды, музыкальные инструменты и головные уборы. Опрошенные «Фортангой» общественники говорят, что власти знали о проблеме обрушения и просто не занимались ей. Все подробности происшествия – в материале «Фортанги».

Размытый склеп

О разрушении комплекса впервые стало известно 8 октября, когда в ингушском сегменте соцсетей появились фото и видео обнаружения древних захоронений и предметов одежды. Позже выяснилось, что старинная постройка размывалась снизу рекой Шаги Хи, что якобы и привело к ее обрушению.

Останки древних жителей Цори

После этого руководством Джейрахско-Ассинского госзаповедника был организован выезд на место с представителями тейпа Цороевых (Цхьорой) «для извлечения артефактов и перезахоронения человеческих останков». Один из основателей историко-географического общества (ИГО) «Дзурдзуки» Якуб Гогиев, рассказал в соцсетях о найденных в склепе артефактах, среди которых оказалось средневековое вооружение, элементы одежды, головные уборы и музыкальный инструмент датчан-пандар. По его словам, представители тейпа Цороевых временно предоставили ИГО доступ к исследованию обнаруженных вещей.

При этом человеческие останки (всего были обнаружены фрагменты 218 тел) были вскоре перезахоронены без участия экспертов и представителей власти. На вопрос «Фортанги» не потерян ли археологический материал для исследования объекта, а также материал для ДНК-исследований, Гогиев заявил, что человеческие останки перезахоронены рядом со склепом и их легко можно извлечь.

Где теперь артефакты?

Найденные артефакты хранятся у представителей тейпа Цороевых, рассказал «Фортанге» один из участников поездки от тейпа Тайсум Батыгов. Он отметил, что изначально целью их поездки было перезахоронение останков людей.

«Уже на месте мы обнаружили эти артефакты. Мы их аккуратно извлекли, зафиксировали, сфотографировали, чтобы потом ни одна вещь не пропала. Мы убеждены, что найденные в склепе вещи, это не только прямое наследие тейпа Цхьорой, но и наследие всего ингушского народа. Сейчас эти предметы хранятся у нас, но, как полагается по закону, мы передадим их в музей», — сообщил Батыгов.

Несколько дней назад состоялась встреча представителей тейпа Цороевых с главой Ингушетии Махмуд-Али Калиматовым и республиканскими министрами. По словам Батыгова, они уже два года добиваются от Управления культурного наследия правительства РИ (его возглавляет Магомед Дзарахов) разрешения на восстановление исторической мечети в Цори и на встрече Калиматов дал поручение ведомствам заняться этим вопросом.

«Также было обещано, что руководство заповедника и республиканские ведомства займутся восстановлением склепа и вернут захоронения предков нашего тейпа. Мы готовы участвовать в восстановительных работах», — добавил он.

Собеседники «Фортанги» отметили, что из-за нехватки финансирования нельзя провести археологическое исследования склепа в Цори и других древних построек в горной Ингушетии.

«Об угрозе разрушения было известно несколько лет»

По словам Якуба Гогиева, проблема склепа не новая и об угрозе ее разрушения было известно еще 3-4 года назад. «Это уникальная находка, потому что склеп не был разграблен. За эти 3-4 года власти так ничего и не сделали, ссылаясь на отсутствие финансирования. Единственное, несколько лет назад были установлены решетки на склепах. Я знаю несколько таких склепов в Ингушетии, которые тоже нуждаются в срочной реставрации», — рассказал Гогиев.

Обрушенный склеп

Источник «Фортанги» во властных кругах республики сообщил, что для заботы о склепах в республике в последние годы деньги выделялись, в частности это делал миллиардер Михаил Гуцериев. Однако до объектов они не доходили. Курируют эту работу председатель правительства региона из Самары Владимир Сластенин и начальник Управления культурного наследия Магомед Дзарахов.

«В ведомстве Дзарахова процветает коррупция и никакой конкретной работы не делается. Все об этом знают. Тому же Дзарахову и Эсет Боковой отправляли письма об ужасном состоянии склепа после первых разрушений. Но они даже не стали этим заниматься и просто забили на все, им такое не интересно.

В итоге все обрушилось и непонятно, что теперь вообще с этими артефактами, там ведь не было никаких представителей власти или правоохранительных органов. То есть чиновники не стали заниматься этой проблемой и довели до такого состояния», — сообщил источник.

Сам Магомед Дзарахов считает, что «винить» Управление культурного наследия заинтересованы те, кто пытается «беспорядочно» проводить реставрации, после которых теряется историко-культурная ценность объектов культурного наследия. По его словам, за время работы организации поставлено на государственный учет 2800 объектов культурного наследия, в то время, как на момент начало работы их было всего 8.

«Управление не занимается реставрацией и не финансирует эти работы, а является надзорным органом: выдаёт разрешения, предписания, охранные обязательства собственникам и пользователям объектов культурного наследия, которые обязаны обеспечивать их сохранность, — рассказал Магомед Дзарахов Фортанге. Но сложность в том, что привлекаемые представителями фамилий специалисты не могут подготовить необходимые проекты и документы для реставрации, и соответственно они не проходят согласования в Управлении культурного наследия».

На упомянутом совещании с участием Калиматова было предложено пересмотреть расширить штат заповедника и его технические возможности, а также поставить на учет все разрушающиеся склепы и гробницы республики и провести охранно-спасательные работы в масштабах республики. Что из этого будет сделано и когда артефакты попадут в музей, пока неизвестно, как и то, найдут ли хотя бы теперь чиновники время для этого вопроса.

4.4 5 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии