30 октября исполняется тридцать лет с начало вооруженного конфликта и резни в Пригородном районе, в результате которого погибли сотни ингушей, тысячи людей были вынуждены оставить свои дома. Сейчас в районе, который является частью Северной Осетии, проживает около 28 тысяч этнических ингушей. «Фортанга» расспросила их о нынешней жизни в районе, перспективах молодежи и отношениях с осетинами.

Магомед Матиев, участник ингушского общественного движения «Даймокх» в Пригородном районе

В этом году были выборы в седьмой созыв Народного собрания РСО и ни один депутат-ингуш не прошел в парламент. Из живущих в регионе примерно 28 тысяч ингушей, официально здесь работают лишь 400 человек, половина из которых половина это учителя в ингушских школах. На таких банальных примерах можно понять, в каком положении находится ингушское общество региона.

Кроме того, в Северной Осетии нет ингушей, вовлеченность в Программу поддержки молодых семей, хотя здесь большое число многодетных, которые не имеют доступа к такой информации. По местным ингушским селам тоже можно увидеть ситуацию – мрачные советские школы, отсутствие дорог и тротуаров, площадок для занятий спортом молодежью. Все, что есть, создается именно ингушами на свои средства, без помощи местных властей.

Не видел, чтобы власти Ингушетии каким-то образом помогали некоммерческому сектору, организациям. На это все наложено табу, все заморожено и все ничего не делают, боясь как бы чего не вышло.

Может думают, что это приведет к кровопролитию, думаю, власти РСО так же считают. Чиновники уже сняли с повестки вопрос о принадлежности района. Живущие здесь ингуши этот спор не поднимают, потому что не знаешь во что это выльется. Считаю, что власти, во-первых, должны создать здесь для людей жизненную перспективу, чтобы они себя полноценно чувствовали и были везде представлены.

Например, в Осетии нет тренеров-ингушей по спортивной части, из-за этого спортсмены представляю Ингушетию, а не Пригородный район

Считаю, что в культурной части нужен обмен между осетинами и ингушами — мастер-классы, поэтические вечера. Но властям обеих сторон это не нужно.

Назир Досхоев, преподаватель национальных танцев Северного Кавказа в бывшем поселке Карца и Магасе

— Ситуация и обстановка в районе в целом нормальные, но есть большая проблема с работой. Раньше здесь ингушам было невозможно поехать в больницу, было плохое отношение, но со временем это поменялось. Могу говорить по личному опыту.

К сожалению, ингушской молодежи здесь мало, некоторым приходится уезжать. Есть проблема с получением земли, из-за этого у меня племянник уехал отсюда в Ингушетию. Если бы эту проблему решили, людям стало бы гораздо легче. В школах, кстати, большинство преподавателей осетинки и осетины, то есть все идет по плану.

Отношения между двумя народами сейчас намного лучше, чем в начале 2000-х. У ингушей и осетин, которые вместе в населенных пунктах живут, конфликтов нет. Я считаю, что наш народ сам должен менять свою жизнь, но не находясь в Ингушетии и говоря, что все пропало, а приехать сюда, начать жить и созидать, налаживать отношения. Cоседей не выбирают, и нам, и осетинам надо учиться вместе жить. Война и стычки еще не принесли ни одному народу хорошего. Если ингуши приедут жить в каждый населенный пункт, то жизнь постепенно наладится. Да, начало будет тяжелое. Когда я вернулся сюда в 1997 году, то меня несколько раз забирала полиция из-за ингушских номеров, но я все переборол. А сидеть там и кричать что-то не считаю правильным.

Эльберд Дарбазанов, глава движения «Даймокх»

— Если кратко говорить, то я скажу так: за последний год в Пригородном районе хуже не стало, но и лучше тоже. Я хочу, чтобы закон в районе был равен для всех. Бытовые стычки между представителями разных народов не заканчиваются логически, а переходят в этническую плоскость. А когда виновные не несут заслуженного наказания, то противная сторона считает себя ущемленной.

Я уже много говорил на тему земель, уже не вижу что можно что-то изменить, на все нужно политическое решение сверху. У глав всех республик один начальник в Кремле и он им говорит, как быть. Думаю, даже протесты 2019 года в Ингушетии стали для них неожиданностью, поэтому сняли Евкурова с должности. Может он и хороший солдат для РФ, но в моем понимании не очень хороший гражданин.

Главное, чем сейчас надо заняться, работать над улучшением жизни людей. Например, стали ходить автобусы в села Пригородного района из Ингуцшетии, это радует. Но все делается на материальные средства инвестора. Большая часть живущих в Пригородном районе работает и учится в Ингушетии. Когда спрашиваешь почему, то люди отвечают, что к ним
нет беспристрастного отношения, к ним относятся как к меньшинству.

Даже в муниципальных выборах в Чермене где большая часть населения ингуши, депутатами стали осетины. Это же нелогично? Конечно, среди них есть два-три ингуша, но они статисты и никакую роль не играют в решениях.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии