Первый президент Ингушетии Руслан Аушев обратился к жителям республики с просьбой принять участие в сборе средств для благотворительного фонда «Эгикал», занимающегося восстановлением исторических ценностей.
В открытом письме говорится, что ингушские башни являются частью истории региона и жителям нужно приложить максимум усилий для их сохранения. «Родовые башни для ингушей это символ их единства, сплоченности, верности традициям и обычаям своих предков… Это наследие требует внимательного и бережного отношения к нему не только со стороны органов государственной власти, но и каждого жителя», — написал он.
По словам Аушева, с мая 2021 года фонд «Эгикал» было перечислено всего 480 тысяч рублей, это он называет «позором».
«Эгикал – один из из самых древних башенных комплексов, который стал местом возникновения многих известных ингушских тейпов… Каждый, кто сегодня посещает торговые и развлекательные центры, АЗС, супермаркеты, рестораны, театры и другие объекты должен подумать; все ли он сделал для своих предков и будущих поколений и исходя из своей совести внести свой вклад в очень важное и благородное дело», — написал экс-президент.
В октябре 2021 года «Фортанга» публиковала обращение из СИЗО председателя Совета тейпов Ингушетии Малсага Ужахова, в котором он призвал выходцев из древнего села Эгикал в Джейрахском районе поддержать волонтеров в восстановлении башенного комплекса. «Представители каждого рода, берущего начало в Аьги-Кхал, должны объединиться вокруг цели восстановления своих родовых башен. Каждый тейп должен быть заинтересован в том, чтобы организовать эту работу», — написал Ужахов в письме.
Архитектурный комплекс «Эгикал» представлен множеством исторических объектов: древние циклопические жилища башенного типа, пять боевых башен, шесть полубоевых и пятьдесят жилых башен. Также имеется большое количество разнотипных могильников (106 склеповых могильников, 1 мавзолей) и три святилища. Объекты ингушской архитектуры и вся территория села входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находятся под охраной государства.
Фото: Евгении Шивцовой (1,3) и Sputnik (2)