В Ингушетии в 2022 году продолжились преследования людей, выступивших против антиконституционного соглашения об определении границ с соседней Чеченской Республикой. Силовики проводили у них обыски, допрашивали их родных и возбуждали дела. Также был вынесен ряд обвинительных приговоров по делам, возбужденным в прошлые годы. «Фортанга» рассказывает самое важное из этого.

Апелляция 13 января в Пятигорске

«Ингушское дело» связано с акциями протеста, которые прошли в Магасе 26-27 марта 2019 года. Их участники выступили против пограничного соглашения с Чечней и отчуждения территорий Ингушетии. Митинги обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов.

К январю 2023 года под стражей без вынесения приговора продолжает находиться один из лидеров протеста — сопредседатель Ингушского национального конгресса и бывший глава МВД Ахмед Погоров. Его обвиняют по статьям об участии в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК) и организации опасного для жизни насилия в отношении полицейских (ч. 2 ст. 318 УК с применением ч. 3 ст. 33 УК). Он находится в СИЗО практически два года – с февраля 2021 года.

Всего по «ингушскому делу» привлекли 49 человек. Все они признаны правозащитным центром «Мемориал» политзаключенными.

Приговор остальным руководителям протеста вынесли в декабре 2021 года. Председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов, член совета Ахмед Барахоев и глава ингушского отделения «Российского красного креста» (признано в РФ иноагентом) Муса Мальсагов получили по девять лет колонии.

Главу организации «Выбор Ингушетии» Исмаила Нальгиева, руководителя Совета молодежных организаций Багаудина Хаутиева и главу объединения «Опора Ингушетии» Бараха Чемурзиева суд приговор к восьми годам лишения свободы, замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий Зарифу Саутиеву — к семи с половиной годам.

13 января в Пятигорске в Ставропольском краевом суде пройдет рассмотрение апелляции ингушских деятелей. Поддержать их можно, придя на заседание суда в Пятигорске или отправив им письмо. Адреса, ФИО и краткая инструкция по написанию писем в СИЗО доступны по ссылке.

Дело Мякиева и победа в ЕСПЧ

Минувший год в Ингушетии начался с отмены приговора активисту Багаудину Мякиеву, осужденному за применение насилия на митинге в марте 2019 года в Магасе. Изначально он обвинялся в причинении насилия росгвардейцам (ч.1 ст. 318 УК РФ). Его приговорили к году и 10 месяцам колонии общего режима, он вышел на свободу в августе 2020-го.

После пересмотра дела, в январе 2022 года Пятый кассационный суд Пятигорска отменил приговор и направил дела на новое рассмотрение.

Уже летом Железноводский городской суд вновь признал его виновным и приговорил к году и шести месяцам. Поскольку судья вынес приговор с меньшим сроком, чем он ранее отбыл в колонии, то Мякиев может претендовать на компенсацию за причиненный ему моральный вред.

Мякиева на митинге 26-27 марта 2019 года. На нем темная куртка и шапка

В конце июля произошло знаковое событие для «ингушского дела», связанное с именем Мякиева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что из-за заключения под стражу были нарушены его права (пункт 3 статьи 5 Европейской конвенции о правах человека).

«Прецедентная практика ЕСПЧ по этому вопросу такова, что до признания виновным обвиняемый должен быть всегда освобожден до суда, за исключением тех случаев, когда государство может доказать, что есть «существенные и достаточные» причины для обоснования стражи.

Российские суды нарушили это правило, указав в постановлениях о продлении меры пресечения, что Мякиев может продолжить заниматься преступной деятельностью», — рассказывал «Фортанге» адвокат Андрей Сабинин.

ЕСПЧ постановил выплатить активисту 1000 евро компенсации. Однако, когда это произойдет — пока неизвестно, поскольку после начала войны в Украине российские власти отказались исполнять решения ЕСПЧ. Сейчас Мякиев — единственный из осужденных по «ингушскому делу», кому удалось получить положительное решение Европейского суда.

В конце ноября был вынесен приговор по еще одному делу в отношении Мякиева — суд признал его виновным по уголовному делу о порче имущества СИЗО Нальчика (ст 167 УК РФ) и приговорил к шести месяцам исправительных работ, но освободил от наказания из-за истечения срока давности.

«Мы обязательно будем обжаловать приговор, поскольку никакого преступления в действиях Мякиева не было. Я уже говорил, что доказательств у обвинения в суде не было, Багаудина должны оправдать», —сообщал «Фортанге» адвокат Магомед Аушев.

Срок для сурдопереводчика

10 февраля около 5:30 в селе Кантышево Назрановского района к дому известного в Ингушетии сурдопереводчика Рамазана Дугиева, отмеченного наградами правительства, подъехали две «Газели» с вооруженными силовиками и несколько легковых машин. Дома в тот момент были только его глухонемые родители.

«Все сотрудники были вооружены и в полной амуниции. Они зашли к нему домой, посмотрели, поискали, никого не нашли и ушли», — рассказал тогда «Фортанге» местный житель.

14 февраля Дугиев явился к следователю в Назрани, где был задержан и помещен под стражу, и лишь 17 марта был переведен под домашний арест. Его обвиняли по ч. 2 ст. 318 УК РФ («Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти») из-за участия в митинге. Позже ему смягчили обвинение на более легкую первую часть этой статьи — «Применение насилия в отношении представителя власти».

В 2020 году брат Дугиева Ибрагим также был признан виновным и приговорен к 14 месяцам лишения свободы. Из-за времени отбытого в СИЗО его освободили сразу после приговора.

В концу августа 2022 года Ессентукский городской суд признал Рамазана виновным и назначил полтора года условного лишения свободы. Мужчине запретили без разрешения органов выезжать за пределы республики, он также должен регулярно отмечаться в органах, сообщал «Фортанге» его адвокат Висит Цороев.

«Пострадавшим в деле был прапорщик ОМОН Гущин, который на следствии заявил, что Дугиев ударил его по голове и защитному щиту. Телесных повреждений он при этом не получил. На самом суде Гущина не было, он попросил огласить показания в свое отсутствие», — рассказывал Цороев.

12 полицейских, отказавшихся бить людей

Летом 2022-го Железноводский городской суд рассматривал дело 12 ингушских полицейских, которые на митинге встали шеренгой перед митингующими и вместе со старейшинами убедили их разойтись. Руководство ингушского МВД сочло эти действия «порочащими честь сотрудников органов внутренних дел», сотрудников уволили, а затем в отношении них возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 286.1 УК РФ «Неисполнении приказа сотрудником органа внутренних дела».

Обвинение требовало для подсудимых два года лишения свободы, однако их всех приговорили к условному сроку в полтора года. Сами полицейские свою вину не признали. Один из подсудимых, бывший лейтенант полиции, командир взвода ППС Тимур Хамчиев в интервью «Фортанге» рассказывал о странностях этого дела.

«В наших действиях нет никакого состава преступления, это видно из материалов дела. В суде бывший начальник управления общественной безопасности МВД Ингушетии Курейш Сапралиев и другие сотрудники полиции подтвердили, что перед силовиками стояла задача убрать людей с площади.

Люди ушли после того, как мы зашли на площадь и поговорили с ними. Потому что их предупредили, что они совершают преступление. То есть мы мирно, в рамках своих полномочий сделали все, чтобы люди мирно разошлись. Я не знал, что за такое в России судят», — говорил он.

Хамчиев также рассказал, что никого из них официально не берут на работу из-за уголовного преследования. В августе 2021 года ЕСПЧ принял к рассмотрению жалобу уволенных полицейских.

Низкие зарплаты, горящие свалки и нищие пенсионеры: проблемы жителей Ингушетии за год только усугубились

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии