26-27 марта 2019 года в центре Магаса прошли многотысячные митинги против антиконституционного пограничного соглашения с Чечней и отчуждения территорий Ингушетии. Власти начали разгонять людей силовым методом, после чего более 50 участников акции стали фигурантами уголовных дел. «Фортанга» вспоминает событий тех дней.

Новая волна протеста

Первые акции против незаконного соглашения, подписанного главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым и его чеченским коллегой Рамзаном Кадыровым, прошли еще в октябре 2018 года. В марте 2019 года «Фортанге» стало известно, что в Народном Собрании пытаются принять новый преступный закон «О референдуме». Его внес в парламент сам Евкуров.

Новый проект конституционного закона упразднял норму об обязательности вынесения на референдум вопроса об изменении статуса, наименования республики, ее разделения или объединения с другими субъектами РФ, изменения ее территории или границ. Правозащитник и политик Руслан Муцольгов говорил, что новая редакция закона продиктована незаконным соглашением по границе, подписанным 26 сентября 2018 года.

«Принять такой закон уже является предательством интересов народа. Депутаты поставили под расстрел республику, нарисовав на ее спине мишень для атаки», — говорил он.

Протестуя против этой несправедливости, 26 марта на согласованную акцию в центре Магаса перед зданием телерадиокомпании «Ингушетия» вышли тысяч человек. «Фортанга» вела прямую трансляцию с места событий.

Один из организаторов митинга, руководитель правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов в беседе с «Русской службой Би-би-си» тогда оценил число собравшихся в 30 тысяч.

Площадь была окружена полицией, а в районе проведения митинга отключили мобильный интернет.

Выступающие говорили о недоверии региональной власти, необходимости отмены незаконного соглашений о границе с Чечней и реализации закона о реабилитации депортированных народов.

Звучали также требования отставки Юнус-Бека Евкурова, роспуска республиканского правительства и возвращения прямых выборов главы региона.

Попытка силового разгона

Вечером митингующие приняли решение не расходиться и часть из них осталась на площади. Власти привезли в Магас силовиков из других регионов РФ.

Ранним утром 27 марта была предпринята первая попытка силового разгона акции.

«Произошла стычка между митингующими и силовиками. Митингующие оттеснили силовиков. Кидали в них металлическими стульями. Силовики применяли дубинки», — писала «Фортанга».

Информацию о стычке подтвердил и Магомед Муцольгов. По его словам, в течение ночи и раннего утра силовики трижды пытались разогнать митинг.

«Где-то часов в семь они повторили штурм. Он тоже провалился, только более массовый оказался. Они попробовали окружить митингующих, насколько я понимаю, есть немного пострадавшие. Потому что и в толпу, и из толпы полетело все подручное, стулья и так далее», — цитировала его «Медиазона».

После столкновений лидерам протеста пообещали выдать разрешение на митинг через пять дней и демонстрантов убедили разойтись. Муцольгов отметил, что «в городе кроме силовиков машин не было». «Это, по-моему, только у нас возможно, чтобы перед городом люди должны были оставлять транспорт и пешком идти на работу», — добавил он.

«Евкуров, это твой позор, тебе навсегда с этим жить», — такая фраза одного из участников протеста попала в прямую трансляцию «Фортанги».

Как позже стало известно, после неудачных попыток сотрудников Росгвардии, командированных в Ингушетию из других регионов, вытеснить митингующих с площади, сотрудники ингушского ОБППСП встали шеренгой перед митингующими и вместе со старейшинами и убедили их разойтись. Руководство ингушского МВД сочло эти действия «порочащими честь сотрудников органов внутренних дел», в отношении 13 сотрудников возбудили уголовные дела.

Бывший лейтенант полиции, командир взвода ППС Тимур Хамчиев в интервью «Фортанге» рассказывал, что благодаря этим действиям удалось избежать более кровавых столкновений.

«До этого Росгвардия не смогла разогнать 150 человек, а потом там стояла разгоряченная толпа из молодежи, а перед ними старейшины. Не представляю, что бы было, если бы кто-то из них пострадал. На тот момент на площади было уже 600-700 человек и они были готовы оказать сопротивление.

Мы понимали, что единственный ключ мирного решения проблемы лежит в разговоре со старейшинами, молодежь бы их послушала. Об этом мы и поговорили», — рассказывал он.

Массовые репрессии

После 27 марта в Ингушетии началось незаконное уголовное преследование участников акций и главных действующих лиц, так появилось «Ингушское дело».

По данным правозащитного центра «Мемориал», всего за участие в протестах уголовных дела были возбуждены в отношении 52 человек, однако уголовное преследование троих из них было прекращено. Все 49 человек, осужденных по «Ингушскому делу», признаны «Мемориалом» политзаключенными.

Ингушское дело

Кроме того, 12 полицейских, о которых мы упомянули выше, осудили на условные сроки по ч. 2 ст. 286.1 УК РФ «Неисполнении приказа сотрудником органа внутренних дела». Таким образом, общее число обвинительных приговоров перевалило за 60.

К марту 2023 года под стражей без вынесения приговора продолжает находиться один из лидеров протеста — сопредседатель Ингушского национального конгресса и бывший глава МВД Ахмед Погоров. Его обвиняют по статьям об участии в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК) и организации опасного для жизни насилия в отношении полицейских (ч. 2 ст. 318 УК с применением ч. 3 ст. 33 УК). Он находится в СИЗО практически два года – с февраля 2021 года.

Самые большие сроки получили семь человек, которых обвинение называет «лидерами протеста». Председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов, член совета Ахмед Барахоев и экс-глава ингушского отделения «Российского красного креста» Муса Мальсагов получили по девять лет колонии. Главу организации «Выбор Ингушетии» Исмаила Нальгиева, руководителя Совета молодежных организаций Багаудина Хаутиева и главу объединения «Опора Ингушетии» Бараха Чемурзиева суд приговорил к восьми годам, замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий Зарифу Саутиеву — к семи с половиной годам.

С января 2023 года в Ставропольском краевом суде слушается апелляционная жалоба по «Ингушскому делу». Активисты и их адвокаты настаивают на незаконности приговора и требуют освободить ингушских политзаключенных.

Маски-шоу, приговоры и победа в ЕСПЧ: силовики не оставляют в покое фигурантов «ингушского дела»

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии