Люди, проживающие в селении Зязиков-Юрт, жаловались на ущерб, причиненный их домам в результате перестрелки, но чиновники никак не отреагировали на это, сообщили местные жители.
В результате перестрелки 5 апреля дом, где укрывались разыскиваемые силовиками, был изрешечен десятками пуль. Пострадало и соседнее домовладение.
«Здесь десятки, если не сотни пулевых отверстий. Судя по тому, что мы видим, стреляли в основном из автоматов и пистолетов», — сообщил корреспондент «Известий», сняв репортаж в селе после перестрелки.
Чиновники не проводили оценку ущерба и даже не обследовали дома, утверждают жители.
Хозяин одного из поврежденных домов Ахмед оценивает ущерб своему дому не менее, чем в сто тысяч рублей, отмечая, что члены его семьи испытали серьезный стресс. Дом Ахмеда расположен по соседству с местом перестрелки. Он рассказал, что дом построили с большим трудом, и семья недавно переехала в него.
«Повреждены окна, пули попали в стекла, а также в стены дома. Было, конечно, страшно, мы думали о своей безопасности, прятались в подвале, никого не выпускали. Мы понимаем, что подобные ограничительные меры вводят при проведении КТО, но мы пострадали, наш дом поврежден, кто нам его восстановит? Прошла неделя, но никто из администрации Малгобекского района, из правительства к нам на пришел, жилье не обследовал. Никто нам помощь в восстановлении поврежденного жилья не обещал, хотя такая ситуация возникла не по нашей вине. Моральный вред я бы оценил в 200 раз больше, мы сидели в холодном подвале с вечера 22.00 до 4.00 утра. У всех соседей дети были дома, никого не эвакуировали», — цитирует Ахмеда «Кавказский узел».
Он также рассказал, что перед перестрелкой силовики обходили дома. «Они не планировали этого, шли по улице, проверяли дворы. Это было в двух участках от меня, на том участке не было дома, была лишь некая времянка. Между этим двором и нашим домом пустой участок, это в 25 метрах от нас», — рассказал Ахмед, по словам которого в его дом стреляли именно силовики.
Мужчина утверждает, что домовладения соседей тоже пострадали. «Чуть дальше тоже ворота побило. У нас (повреждены) новые двери, окна, новый забор из бетона, изрешетили кирпич, деревья побили. Сзади (стояли) пластиковые окна, мы хотели пристройку сделать, но и их побили, про шифер я молчу. Когда с трудом все делаешь, — жалко», — посетовал он.
Режим контртеррористической операции в селении до сих пор не отменен. До сегодняшнего дня по периметру стояли силовики, сказал местный житель.
«Сейчас все утихло, но в селе они стоят, сказали как успокоится, обращаться в администрацию», — пояснил он.
Юристы отметили, что власти по закону обязаны компенсировать ущерб жителям, чьи дома повреждены во время контртеррористической операции. Однако для оценки ущерба нужно обратиться в суд.
Глава правозащитной организации «Марш» Магомед Муцольгов отметил, что прецеденты компенсации властями ущерба, причиненного гражданам при проведении контртеррористической операции, были, но для этого необходима политическая воля властей.
Адвокат Ахмед Абакаров пояснил, что ответчиком в вопросе возмещения ущерба от спецоперации выступает государство в лице Минфина.
«Нет ни одного закона, где допускается причинение ущерба при проведении спецоперации. Само по себе это мероприятие должно быть легальным действием, предусмотренным оперативно-разыскными мероприятиями, федеральным законом. Или же в рамках возбужденного уголовного дела проводятся оперативно-следственные действия. А просто заскакивать кому-то в дом, уничтожать чье-то имущество — такого [права] нет. Да, причинение вреда может происходить при проведении таких мероприятий, но он подлежит возмещению в полном объеме. Есть и право требовать возмещения морального вреда, но для этого нужна причинно-следственная связь между этими событиями, которую устанавливают эксперты», — рассказал Абакаров, слова которого приводит издание.
Он рассказал, что для установления размеров ущерба проводится оценка, составляются акты, в том числе с привлечением органов местного самоуправления, отметил юрист. «Если другая сторона не будет согласна с результатами оценки — будет проведена экспертная оценка. В практике у меня казначейство выступало ответчиком. Да, государство возмещает ущерб, это работает, только вопрос состоит в размере [возмещения], и это вопрос доказывания», — уточнил Абакаров.
«Фортанга» писала, что в селении Зязиков-Юрт Малгобекского района, где ранее был введен режим контртеррористической операции, произошла перестрелка силовиков с членами бандгуппы. После силовики провели обыски в трех домах родственников одного из разыскиваемых по подозрению в нападении на силовиков и нашли там взрывные устройства и боеприпасы, сообщили в силовых структурах Ингушетии.
Ранее перестрелка произошла 3 апреля, когда двое инспекторов ПДН обходили заброшенные дома и наткнулись на жилую ферму, где дядя одного из разыскиваемых скрывал парней. Они открыли огонь по силовикам и скрылись. В тот же день в Малгобекском районе был введен режим КТО.
Фото: стоп-кадр видео с телеграм-канала «Известий»