Исследования сервиса Яндекс.Метрика показало, что люди на Северном Кавказе и юге России стали меньше опасаться мобилизации, больше надеяться на уход Владимира Путина и не бояться называть происходящее в Украине войной.

Исследование провел сайт «Кавказ.Реалии». Он проанализировал самые популярные запросы жителей двух федеральных округов в Яндексе. Оказалось, что запрос «война в Украине новости» в Южном федеральном округе за последний месяц использовали 54 тысячи раз, а в Северо-Кавказском – 16 тысяч.

Наиболее популярным такой запрос был в Карачаево-Черкесии – его индекс (или отношение к другим запросам в Яндексе) составил 109%, новости о войне здесь за месяц искали 974 раза. Почти так же темой интересовались в Волгоградской области (индекс составил 108%), однако его вводили за месяц 11 тысяч раз, сообщают «Кавказ.Реалии».

Чаще всего запрос о войне вводили в феврале и марте прошлого года, а также в октябре – после начала мобилизации 21 сентября 2022 года.

Запрет властей на то, чтобы называть вторжение в Украину войной, не мешает россиянам в приватных беседах использовать это слово. Но это не говорит об уровне поддержки или протеста против войны, считает социолог из Германии Николай Митрохин. Такого же мнения придерживается научный сотрудник Александровского института Хельсинки, политолог и социолог Маргарита Завадская.

При этом Завадская указывает со ссылкой на данные «Левада-центра», что уровень поддержки действий армии РФ среди местного населения действительно снижается.

Правда, в последнее время и все чаще слово «война» звучит из уст представителей властей РФ. «Изначально планировавшаяся спецоперация вышла из-под контроля – теперь надо превратить ее в народную войну», – считает активист Кирилл Эрлихман.

По мнению социолога Искандера Ясавеева, россияне все же не приняли новояз и понимают, что происходящее – не «спецоперация». Находясь в России, он не видит доминирующей поддержки вторжения в Украину — часть людей критикуют власти, но не публично, часть — все еще проводят пацифистские акции.

«В моем кругу есть люди, которые поддерживают войну. Но это точно не большинство. И даже среди старшего поколения уже есть усталость от потока негатива. Люди просто устают смотреть эти передачи – из-за того, что федеральные каналы транслируют одно и то же (обстрелы Украины, обстрелы Донецка) у многих возникает вопрос, почему так. По большому счету не так много людей, у которых настолько отсутствует критическое мышление», – говорит эксперт, слова которого приводит издание.

Вопрос «как пойти добровольцем» меньше всего интересует жителей Ингушетии

Запрос о том, как избежать мобилизации, стал терять актуальность, чего не скажешь о запросе «как пойти добровольцем». В Южном федеральном округе первый поисковый запрос за последний месяц использовали только 155 раз, а в СКФО – 42 раза. При этом ответ на вопрос «как пойти добровольцем» за месяц в ЮФО искали 3,5 тысячи раз (чаще в Краснодарском крае и Ростовской области), а в СКФО – 880 раз (больше всего – на Ставрополье (600 раз), меньше – в Ингушетии (4 раза).

Наиболее часто — более 62 тысяч раз — жители юга России и СКФО спрашивали у Яндекса, «когда закончится война». Выше среднего — интерес жителей Северо-Кавказского (112%) и Южного федерального округов (102%) к тому, «когда умрет Путин». Примечательно, что в Чечне этим вопросом задались лишь 11 раз за последний месяц, но запрос «когда умрет Кадыров» интересует жителей республики в 20 раз чаще, чем любая другая информация (2193% по отношению к другим запросам в Яндексе для этого региона).

Социолог Маргарита Завадская считает, что такие запросы — «это способ справиться с действительностью, которую очень сложно контролировать». «Это практики, которые позволяют человеку задавать абсурдные вопросы, на которые ни у кого нет ответа, но бездушный поисковый механизм все равно что-то выдаст. Возможно, это история про надежду или про черный юмор, который просто помогает справиться с тяжелой реальностью», – говорит она.

Жители юга и СКФО интересовались также, как помочь ВСУ — эту фразу использовали в поисковике за месяц 352 раза в Южном федеральном округе, а в СКФО – 65 раз.

Социолог Николай Митрохин считает, что это незначительные цифры, и что людей, испытывающих симпатии к Украине, больше в ЦФО, чем в СКФО. А вот лидер волгоградского отделения партии «Яблоко» Александр Ефимов, напротив, убежден, что южные регионы всегда были более поляризованы по настроениям граждан – в них живет намного меньше тех, кого называют «неопределившимися». Он указал на то, что большое число воюющих — с юга РФ, «соответственно, объем информации о том, что там происходит, плюс количество жертв несколько больше, чем в других регионах России».

По мнению эксперта, за последний год те, для кого все было неоднозначно, захотели скорейшего завершения конфликта. «Люди замучены реформами 90-х, дефолтом, монетизацией льгот, падением уровня жизни, пенсионной реформой. Их насущное требование – отстаньте от нас, сделайте что-нибудь, чтобы мы нормально жили, нам не надо внешних побед. 70% населения просто хотят спокойно жить, хотят, чтобы все закончилось и можно было поехать на дачу», – говорит Ефимов.

Социолог Николай Митрохин считает, что «группа поддержки войны в России составляет 10–15%». «Из них активно поддерживают, то есть готовы тратить свои деньги, отдавать свои жизни, не более 5%. При этом приграничные регионы – Ростовская область, Кубань – отличаются гораздо большей поддержкой войны», – полагает он.

Однако увидеть объективную картину настроений в авторитарной стране сложно, замечает Маргарита Завадская.

Напомним, еще 28 февраля 2022 года ряд ингушских общественников высказались против спецоперации в Украине, призвав остановить боевые действия и сесть за стол переговоров. А в начале марта председатель ингушского регионального отделения «Союза женщин России» Мадина Ужахова от имени отделения обратилась к Владимиру Путину с поддержкой военных действий в Украине, но она не согласовала свое намерении членам регионального отделения. В ответ на поддержку Ужаховой военной спецоперации, более 20 человек покинули ингушское отделение «Союз женщин России».

«Фортанга» писала, что война в Украине стала национальной трагедией. Редакция обнародовала список, содержащий информация о 42 погибших (35 идентифицированы, еще о семи известно со слов их сослуживцев и из соцсетей) из Ингушетии во время войны.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии