Жителей республики сегодня предупредили, что воды не будет в трех городах и нескольких сельских поселениях. Новая авария на водопроводе пополнила череду инцидентов, в результате которых у большинства жителей стабильного водоснабжения нет уже очень давно.

В зону нового отключения попали Сунжа, Карабулак, Малгобек и села Малгобекского района, а также сельское поселение Троицкое. Причиной, по данным «Ингушрегионводоканала», стала авария на магистральном водопроводе.

«Сообщаем вам, что на магистральном водопроводе произошла авария, которая требует немедленного вмешательства. На настоящее время идет сброс воды в системе водоснабжения. Ремонтные работы на трубопроводе начнутся после 3 часов ночи. В связи с проведением ремонтных работ будет ограничено водоснабжение в городах Сунжа, Карабулак, во втором микрорайоне города Малгобека и селах Малгобекского района, а также в сельском поселении Троицкое», — приводит сообщение пресс-службы ГУП «Ингушрегионводоканал» ТАСС.

Сродни гуманитарной катастрофе

При этом Малгобек не успел еще прийти в себя после недавней масштабной аварии, из-за которой даже пришлось вводить режим ЧС. Это произошло 18 июля. Из строя вышли два насоса и двигатель на водозаборе, обеспечивающем населенный пункт водой. Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов сообщал, что из Национального фонда развития региона уже выделены средства на покупку новых насосов и двигателя. Для контроля ситуации в республике была создана правительственная комиссия.

Сегодня же телеграм-канал News_Ingushetii Official публикует пост о том, что в Малгобек привезли гуманитарную помощь в виде 20 тонн воды. На видео молодой человек проходит по большому складу с упаковками воды и рассказывает, что в город доставили воду из Карачаево-Черкесии.

«О нашей проблеме с водой в Малгобеке узнали не только во всей республике, но и наши братья в Карачаево-Черкесии, которые отправили нам 20 тонн воды, то есть 3800 пятилитровых канистр. И эта вода предназначена для раздачи на весь Малгобексксий район», — говорит парень.

В аннотации к ролику сказано: «Соседи спасают ингушский город воинской славы! Братья из Карачаево-Черкесии прислали гуманитарную помощь в Малгобек! Уму не постижимо: Ингушетия становится районом гуманитарной катастрофы и стихийного бедствия на пятом году власти нынешнего руководства».

Жители Малгобека рассказали «Фортанге», как организуют свой быт в условиях отсутствия воды. Одна из женщин по имени Марьям заявила, что такая ситуация у них стала ежегодной — проблемы приходят с началом лета.

«То прорывы, нехватка воды… А в этом году то, что происходит, — это вообще кошмар. По несколько дней, бывало, отсутствует вода. В последнее время восьмой день у нас нет воды. Перебои постоянные летом, потому что трубы полностью надо менять. Что сейчас привезут два насоса поменяют — это, по-моему, погоды не сделает, пока не поменяют все линии трубопровода. Они уже застарелые, гниют. [Коммунальщики] приезжают, выкопают ямку, чёртик деревянный забивают и уезжают. Этим же проблема не решается», — уверена женщина.

По ее словам, «без воды очень тяжело». «Вы вообще представить себе можете, как жить без воды, вода — это же жизнь! А у нас ее отнимают, восьмой день у нас нет воды. За эти восемь дней один раз еле-еле к нам подъехал водовоз, чуть-чуть набрали воды, а покупать — откуда деньги на пенсии в 14 тысяч? Надо не то, что поменять эти насосы, надо все трубопроводы поменять на новые, на пластиковые. Они все гнилые. Я еще раз повторюсь: это проблема не закончится. У меня сын переселился в новый дом по улице Шейха Мансура, 108. И к нему довести эту линию — где-то метров 200. Четыре года я хожу в администрации, не могу добиться, чтобы провели эту водяную линию 200 метров», — пожаловалась Марьям.

Член Совета тейпов объяснил, куда утекла вода

Совет тейпов Ингушетии прокомментировал ситуацию с водоснабжением. Член Совета Ахмед Измайлов отметил, что Ингушетия добывает достаточно воды с большим запасом, проблема — в ее потерях.

«У нас четыре водозабора: Долаковский, Сунженской, Альтиевский и Магасский. Какой объем можно добывать с этих заборов? Это [замеры объемов] делает главное геологическое управление, которое находится в Ессентуках. Необходимо узнать через них, запросив исследование, каковы запасы воды на этих водозаборах. Будет понятно, сколько скважин будет достаточно и какой водозабор какие населенные пункты может обеспечить», — сказал Измайлов.

По его словам, Сунженский водозабор должен был подавать 35 тысяч кубов воды. Этого хватит, чтобы обеспечить 170 тысяч населения. «Но у нас в республике нет практики подтверждения запасов, бурят скважины без этого. Вот, к примеру, Альтиевский водозабор. Там делают бурение 10 скважин, цена работ — 720 млн.
Тогда им руководитель упомянутого геологического управления Шадиев Магомед сказал: на каком основании вы бурите? Ведь без подтверждения запасов бурить — это просто загнать деньги под землю! Как же знать сколько там воды, если не провести исследование. Ну, будем надеяться на лучшее, раз начали и тратят уже», — заявил член Совета тейпов.

Помимо того, что в республике нет практики расчетов воды, она теряется из-за нарушений в ходе эксплуатации водозабора.

«Второй вопрос — мы представляли его в парламенте — неправильная эксплуатация. Согласно данным Водоканала, в республике добывается 140 тысяч кубометров воды из четырех водозаборов. Если провести расчет по нормативам на душу населения, то получится, что объемы воды достаточны для обеспечения 700 тысяч населения. Учтите, это при том, что почти половина населенных пунктов республики не питаются с этих перечисленных водозаборов — все предгорные села и горный Джейрахский район. Крупные села Экажево, Али-Юрт, Сурхахи, Яндаре также не питается от этих водозаборов. Получается, объемы добычи водозаборов на 700 тысяч человек, а фактически даже половине от этой цифры воды не хватает», — заметил Измайлов.

Он задал вопрос, куда девается вода, и сам же объяснил: «С водозабора вода подается в магистральную сеть. При испытании магистральных сетей в них дается давление вдвое выше рабочего, для проверки прочности. Например, в Сунженском водозаборе по проекту рабочее давление обозначено 14 атмосфер. При испытании подавалось до 30 атм и никаких аварий не произошло на трубах. То есть, аварии происходят не на них, а когда вот это магистральное давление подается в населенный пункт, а так не должно быть. Как мы знаем: в самих селах государство не прокладывало водопроводы — прокладывали трубы самостоятельно жители. И вот эти сети конечно не рассчитаны на магистральное давление. И вот Калиматов по телевизору говорит: мы подаем давление, и трубы рвутся. Так вода и не должна подаваться под таким давлением! Вода должна не с магистрали напрямую, а через резервуары идти, с резервуаров идти самотеком под своим собственным давлением! Для этого они и нужны».

Еще одной проблемой он назвал то, что власти не обслуживали резервуары и избавляются теперь от них.

«Вице-премьер Фаттахов заявил о демонтаже резервуаров в связи с ненадобностью! Они, говорит, сгнили. А почему сгнили? Неправильная эксплуатация. Потому что, со дня установки не производилась наружная покраска резервуаров. Покраску нужно делать хотя бы каждые три года. Также ежеквартально нужно очищать дренажную систему резервуаров. Ее не проводят и из-за этого начинается гниение, ржавение днища. В каждом населенном пункте должно стоять два резервуара. Один заполняется — со второго вода подается в населенный пункт. После первого подъема воды глубинными насосами, вода обязательно должна подаваться в резервуар и далее уже идти в населенный пункт», — рассказал Измайлов.

По его словам, в республике резервуарные площадки не работают, дежурных операторов нет, бактерицидных установок нет. Вода, к тому же, идет без обеззараживания.

«Резервуары должны быть рассчитаны на 72-часовой запас воды. Там, где должна быть емкость минимум по 5 тысяч кубов, наши ставят как попало 500 и 1000 кубовые. Это не водоснабжение», — посетовал Измайлов.

Также он отметил, что частой причиной аварий становится гидроудар, поскольку специалисты не проверяют водопровод перед подачей воды.

«У нас власти не работают над этим. Водоканал, если сказать честно, — из-за отсутствия понимания работы, из-за руководителей, не являющихся специалистами в отрасли, совершает эти ошибки. В основном прорывы в поселковых водосетях происходят именно из-за подачи магистрального давления напрямую. Это в корне неправильно. Я не понимаю, какой смысл сегодня тратить 7 млрд рублей на создание нового водозабора на Ассе, анонсируемого властями, если у вас ветхие сети и не функционирует, как надо, вся система, теряется добытая вода», — заявил Измайлов.

Жители ингушских сел неоднократно жаловались на проблемы с водоснабжением. Так, в августе 2022 года жители Малгобекского и Назрановского районов рассказали, что из-за перебоев с подачей воды в летние месяцы приходится покупать питьевую воду и добывать ее из родников, хотя плата за водоснабжение начисляется, сообщил «Кавказский узел».

«Фортанга» писала, что полное отсутствие воды в ингушском селе недавно довело жителей до отчаяния. Сельчане из Инарки заявили, что готовы выйти на протест из-за постоянного отсутствия водоснабжения.

О проблемах с водой в селе Инарки «Фортанга» рассказывала и в прошлом году. Тогда местные жители пожаловались, что вода подается только в ту часть села, где живут глава Адам Котиев и его родственники.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии