С момента объявления режима контртеррористической операции в Малгобекском районе Ингушетии прошло уже больше четырех месяцев. Все это время люди живут здесь в условиях ограничений, а бронетехника на улицах и рейды силовиков стали для них новой нормой.
Для жителей Малгобекского района за эти месяцы стало привычным делом видеть оцепленные кварталы своих населенных пунктов, вооруженных людей в балаклавах и бронетехнику на улицах, сообщает Центр защиты прав человека «Мемориал».
По данным правозащитников, почти месяц село Зязиков-Юрт находилось в осадном положении — с 6 апреля оно было буквально заблокировано силовиками. Улицы были перекрыты, у жителей на въезде и выезде проверяли документы и багажники машин. Все это происходило в круглосуточном режиме. То же было в селе Инарки в конце апреля-начале мая. И если в Зязиков-Юрте никого не задерживали, то в Инарке двоих жителей задержали. Силовики решили, что Ислам Загиев 1990 года рождения и Ибрагиме Хамчиев 1989 года рождения были пособниками нападавших на правоохранителей боевиков. Задержанным вменяют незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК).
В конце мая проверки продолжились в селе Сагопши, а с середины июля мероприятия возобновились в Зязиков-Юрте. Ежедневно в будни приезжает множество силовиков на бронетехнике, они блокируют село и проводят обыски в каждом дворе. Обычно в день проверяют не больше двух переулков — примерно 30-40 домовладений. Одни дома проверяют очень тщательно, а другие более поверхностно, рассказали жители Зязиков-юрта.
По их словам, силовики не представляются и не показывают документы, но ведут себя вежливо. Если сельчане не открывают им ворота, они перелезают через забор при помощи лестницы и сами их открывают.
Местные жители считают, что силовики тянут время, поскольку найти кого-то или что-то таким образом практически невозможно. «У них режим КТО, они получают хорошую надбавку и командировочные. Куда им торопиться? Да и видимость деятельности надо создавать. Я не вижу другого объяснения. У нас в селе примерно 700 дворов. Такими темпами они будут проводить эти проверки еще долго», — уверен один из местных жителей.
Ранее член Совета ЦЗПЧ «Мемориал» Александр Черкасов заявлял, что «на фоне снижения реального сопротивления» силовики «переключились на вполне комфортные и безопасные «террористические» дела», чтобы «оправдывать свои немалые штаты на Северном Кавказе и выделяемые им бюджеты». Дела возбуждаются только за денежные переводы «подозрительным» адресатам.
«Точно таким же образом, не выходя из кабинетов, полицейские стали заводить дела по ячейкам исламистских организаций, которые уже несколько десятилетий не ведут активной деятельности. Последовавшие один за другим инциденты в Ингушетии как раз служат демонстрацией просчетов реальной контртеррористической работы», — отмечал правозащитник в апреле.
Напомним, 27 марта на границе Ингушетии было совершено нападение на пост полиции, в результате чего двое правоохранителей получили огнестрельные ранения. 29 марта управление ФСБ по Ингушетии сообщило о розыске четырех жителей республики — Микаила Мошхоева, Рамазана Эльдиева, Амира Бокова и Амирхана Гуражева. В тот же день стало известно, что Рамазан Эльдиев был найден мертвым. Позднее в ФСБ заявили, что правоохранители ведут розыск по делу о планировании терактов не только Мошхоева, Бокова и Гуражева, но также Адама Оздоева и Мовсара Коттоева. Все пятеро подозреваются в причастности к нападению на пост ДПС.
Затем перестрелка произошла 3 апреля, когда двое инспекторов ПДН обходили заброшенные дома и наткнулись на жилую ферму, где дядя одного из разыскиваемых скрывал парней. Они открыли огонь по силовикам и скрылись. В тот же день в Малгобекском районе был введен режим КТО.
4 апреля отец одного из разыскиваемых — Мовсара Коттоева — отрекся от сына. Днем позднее в заброшенном доме в Аки-Юрте Малгобекского района нашли труп Мовсара.
Ночью 6 апреля в селении Зязиков-Юрт Малгобекского района вновь произошла перестрелка силовиков с членами бандгуппы. После силовики провели обыски в трех домах родственников одного из разыскиваемых по подозрению в нападении на силовиков и нашли там взрывные устройства и боеприпасы, сообщили в силовых структурах Ингушетии.
7 апреля Амир Боков сдался полиции, на следующий день стало известно о задержании Микаила Мошхоева. В розыске остались Амирхан Гуражев и Адам Оздоев.