Выпуск учебника с клеветой в адрес репрессированных народов оскорбил миллионы граждан России, считает председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов. Организация намерена принять меры, чтобы новый учебник истории был запрещен. Абсолютно лживыми утверждения в учебнике назвал правозащитник Магомед Муцольгов. Совет старейшин «Цори» призвал парламент Ингушетии проверить издание.
Новый учебник истории, авторы которого — В.Р. Мединский и А.В. Торкунов, — уже введен в школьную программу старших классов с этого учебного года. Фрагмент, который вызвал негодование общественности, касается истории депортации репрессированных народов. Приводим его дословно:
«На основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943-1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию — насильственному переселению (депортации) в восточное регионы страны. В результате были репрессированы не только бандиты и пособники врага, но и множество безвинным людей. Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость по отношению к ним была восстановлена после 1953 года».
Фотографии страниц учебника опубликованы в телеграм-канале ingterpol_news.
«Авторы учебника сеют ненависть по национальному признаку»
Утверждение о «бандитах и пособниках врага» не осталось незамеченным в регионах СКФО, в частности в Ингушетии. Оно получило широкий общественный резонанс.
Ингушский общественный деятель и руководитель правозащитной организации «Машр», лауреат премии Московской Хельсинкской группы в области прав человека Магомед Муцольгов назвал это утверждение абсолютно лживым.
«Это утверждение абсолютно лживое, основанное на придуманном сталинским окружением для оправдания совершенного в отношении депортированных народов геноцида и оправдания жестокости чекистов и НКВДшников, совершавших это жесточайшее преступление. А авторы сегодняшнего текста в учебнике истории мало того что безграмотные, ленивые, потому что не потрудились изучить материал по данной теме, но еще и сеют ненависть по национальному признаку в отношении депортированных народов», — заявил Муцольгов «Фортанге».
Он напомнил, что «во время Великой Отечественной войны территория Чечено-Ингушетии не была оккупирована фашистами, немецкие войска были остановлены на подступах к ингушскому городу Малгобек».
«Депортация народов СССР была официально, на государственном уровне, осуждена и признана преступлениями против человечности. А уже Российская Федерация приняла закон «О реабилитации репрессированных народов», который включает в себя реабилитацию культурную, историческую, территориальную и т.д. К сожалению, закон властями до сих пор не исполнен и, соответственно, справедливость не восстановлена. Исполнение закона «О реабилитации репрессированных народов» является обязанностью региональной и федеральной власти. Вот этим и надо заниматься», — отметил правозащитник.
Ингушский историк Руслан Бузуртанов также назвал этот фрагмент абсолютной ложью.
«Ингушская территория не была под оккупацией в отличие от соседних и Ставрополя, и Северной Осетии, и Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Мы не могли никак, даже при желании, предать ни свою Родину, ни чью-то еще. На душу населения ингушей в соединении с коллаборационистами было «ноль целых хрен десятых», а русского народа — полтора миллиона, для сравнения. Я за свой народ — за ингушский народ — могу сказать: мы не могли этого делать, потому что мы не были в оккупации», — пояснил историк.
По его мнению, «это высказывание не только неэтично, оно оскорбительно и лживо». Бузуртанов уверен, что такое дело имело бы успех в суде. «Многим неудобно будет — и тем кто это писал, и тем кто это читал», — отметил он.
Эксперт сказал, что это утверждение, допущенное авторами учебника, может «озлобить народы между собой».
«Я еще раз повторяю: русских было полтора миллиона в немецких соединениях, в форме РОА, карательных отрядов и так далее. Ингушей — 20 человек не было. Так кто ж кого предал? Разве ингушей не предала русская армия, РОА полтора миллиона, которая влилась в Германию? Разве они не предали маленькие народы? Это наш народ предали. Малгобек ингушский переходил 14 раз из рук в руки. Так и не смогли они взять его. Если в Волгограде, тогда он назывался Сталинград, наши потери были 140 тысяч, то в Малгобеке, Малгобекской операции — 120 тысяч (Малгобекская оборонительная операция, в которой погибло более 120 тыс. советских солдат, закончилась поражением гитлеровских войск — прим. ред.). Почему-то эти вопросы не обсуждают никогда», — напомнил историк.
Он подчеркнул: «нельзя малые народы обвинять в том, в чем виновато было руководство страны на тот период» — «малые народы не руководили страной».
Председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов считает, что новый учебник «нанес оскорбление миллионам граждан России».
«Выпуск такого учебника, со старой клеветой сталинских времен, нанес очередное оскорбление миллионам граждан России, потерявших в депортации и на фронтах до 30-50% своих представителей. Мы каждый год отмечаем траурную дату, вспоминаем преступную депортацию, скорбим по безвинно усопшим… Зачем сыпать соль на раны?!» — заявил Тоторкулов, слова которого приведены в посте в телеграм-канале «СКФО Telegraph».
Тоторкулов отметил, что организация примет все меры, чтобы издание было запрещено.
В посте также отмечено, что теме депортации в учебнике посвящен лишь один абзац — вышеупомянутый.
Бывший мэр Магаса обратился к Мединскому, а Совет старейшин — к парламенту Ингушетии
Автор поста в телеграм-канале kavkaz_leakbez недоумевает, «почему молчат главы СКФО». «В контексте учебника истории для 10 классов и пессимизации (а точнее, откровенном вранье и оскорбление) роли народов Северного Кавказа и в ВОВ, и в несправедливых сталинских репрессиях обращает на себя внимание тотально молчание глав СКФО по этому поводу», — говорится в сообщении.
Бывший мэр Магаса Беслан Цечоев в своем аккаунте в Instagram опубликовал обращение к помощнику президента России В. Р. Мединскому.
«Уважаемый Владимир Ростиславович! Я обращаюсь к вам от имени Ингушского народа! Мы, ингуши, потомки славных героев, сражавшихся на всех фронтах, крайне возмущены появлением учебника по истории для 10 класса под вашим и А. В. Торкунова авторством. Считаю, что абзац в параграфе 32, страница 351, где косвенно указывается на сотрудничество депортированных народов с фашистами, является оскорбительным и несправедливым», — говорится в обращении.
Далее Цечоев приводит фрагмент учебника и свой комментарий к нему.
«Человек мыслящий тем и отличается от высокомерного упрямца, что не боится посмотреть правде в глаза и признать свою ошибку или неправоту. Даже Игорь Пыхалов — известный российский историк-сталинист, который, глубже изучив историю, отказался от своих ошибочных убеждений об ингушах, как о «врагах народа». Извиниться перед целым народом и признать свою ошибку на основе научных и исторических фактов — это мужественный поступок! И его совершил Игорь Пыхалов. «Ингуши — это достойный и благородный народ», — заявил человек, который ранее в своих десятках книг считал нас «плохишами». Я был всегда убеждён, что языком дипломатии можно и нужно решать любые наболевшие вопросы. Не во вражде, а в мире необходимо искать счастье. Не ненависть и злоба притягивают людей, а открытость, искренность. И заслуживающий уважения поступок Игоря Васильевича тому яркое и живое подтверждение!» — заявил Цечоев.
Он призвал Мединского «исправить аналогичную ошибку и последовать красивому и достойному примеру предшественника в этом вопросе».
Старейшины потребовали провести экспертизу учебника
Совет старейшин «Цори» обратился в парламент республики с просьбой разобраться в ситуации с учебником.
«Совет старейшин и Совет тейпа родового общественного объединения «ЦОРИ» обеспокоены и крайне возмущены содержанием базового учебника «История России. 1914—1945 годы 10 класс под авторством В.Р. Мединского и А.В. Торкунова, в частности в главе 3 в подглаве №31 «Фронт за линией фронта» на странице 351 содержится материал с искажением фактов», — говорится в обращении, адресованном председателю Народного собрания
Ингушетии Магомету Тумгоеву.
Далее авторы обращения приводят ту же выдержку из учебника и отмечают, что «старейшины и очевидцы тех трагических дней, а также участники СВО омрачены нелицеприятными отзывами по истории в данном учебнике, в котором искажаются факты».
«Задаются вопросом: «занимаются ли вообще в Министерстве образования и других научных институтах Республики Ингушетия предварительным вычитыванием всех методических материалов по истории России? Почему нет обязательной сверки текстов учебных пособий, учебников, методических материалов Федеральной образовательной программы с региональными властями?» В связи с этим просим вас поручить профильному комитету Народного Собрания Республики Ингушетия выяснить, какие именно органы и научные учреждения республики занимаются рецензированием образовательных и изучением методических пособий, а также создать экспертную комиссию для проведения научной экспертизы», — сказано в обращении к Тумгоеву.
Совет старейшин уточняет свою просьбу, отмечая, что созданной комиссии нужно будет представить заключение «о степени достоверности привлекаемых источников и методике их использования, о возможности и целесообразности дальнейшего применения данного пособия в учебном процессе».
«Просим вас также обратиться в государственные и надзорные органы для оценки присутствия разжигания национальной розни в пособии данного базового учебника и приостановлению распространения учебного пособия «до исправления допущенных неточностей». Чтобы такого больше не было, все методические образовательные пособия передавать на вычитку специально созданной профильной рабочей группе», — говорится в обращении, которое приводит The Magas Times.
Факты против новой истории
Историки уже давно пришли к выводу, что территория ЧИАССР практически не была под оккупацией, поэтому было сложно обвинить ее народы в прямом предательстве. Кроме того, депортация состоялась, когда Вермахт уже был отброшен на сотни километров от Кавказа, и, следовательно, явилась не военной необходимостью, а откровенно карательным актом, пишет в статье о депортации «Кавказский узел».
В свой статье «Операция «Шамиль»: как провал Абвера стал поводом для депортации вайнахов» издание рассказывает о том, что хотя в российской историографии депортация признается преступлением, ее причина — «коллаборационизм с нацистами» — часто описывается как доказанный факт со ссылкой на документы НКВД. Однако архивные документы Вермахта рисуют иную картину. Планы поднять восстание в Чечено-Ингушетии с помощью заброски диверсантов действительно были, но провалились из-за отсутствия поддержки местных жителей.
Кстати, согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей. По данным чеченского Общества ветеранов войны, число участников войны достигает 44 тысячи человек (Артем Кречетников. Операция «Чечевица»: 65 лет депортации вайнахов). Многие попавшие на фронт вайнахи проявили себя с самой лучшей стороны. За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей.
Напомним, в 1930-е годы в СССР началось массовое выселение целых народов. Жертвами депортации в Казахстан, Сибирь и другие восточные районы стали представители 14 народов целиком и 48 – частично. Тотальной депортации были подвергнуты: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, народы Латвии, Литвы и Эстонии, крачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
В апреле исполнилось 32 года с момента принятия закона «О реабилитации репрессированных народов». Именно этот документ отстаивали во времена перестройки представители ингушского народа, добиваясь реабилитации репрессированных, восстановления честного имени и компенсации изъятого имущества. Но за более чем три десятка лет для исполнения этого закона не было сделано ровным счетом ничего, указывали собеседники «Фортанги».
В частности, председатель ингушского отделения ассоциации юристов России Аюп Гагиев отметил, что «этот закон предусматривал несколько видов реабилитации», но «ни один из этих видов реабилитации в полной мере в отношении ингушей до сих пор не осуществлен».
Фото: pixabay.com