В судмедэкспертизе, которую суд отказался приобщить к делу Абдул-Малика Албагачиева, сказано, что его состояние ухудшается из-за отсутствия адекватной медпомощи.
Рассмотрение апелляционной жалобы на перевод Албагачиева из колонии общего режима на тюремный режим проходило 12 октября. Заключенный участвовал в заседании по видеоконференцсвязи.
До начала заседания Албагачиев рассказал, что чувствует себя нормально. В последний месяц улучшилась ситуация с оказанием ему медпомощи. «Я под присмотром врачей сейчас нахожусь. Более-менее ситуация урегулировалась», — приводит его слова «Кавказский узел».
Адвокат Ирина Бирюкова заявила ходатайство о приобщении к материалам дела заключения судебно-медицинской экспертизы от 6 сентября. В ней указано, что эпилепсия Албагачиева стала следствием черепно-мозговой травмы и что состояние его ухудшилось. С 2020 года у заключенного было более 30 эпилептических приступов, а это говорит о том, что надлежащего лечения не было, подтвердил эксперт. Однако судья Юлия Дорофеева отклонила ходатайство адвоката, сказав, что приобщать судмедэкспертизу к делу «нет оснований», пишет издание.
Бирюкова указала на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции. Так, в суде первой инстанции Бирюкова ходатайствовала о привлечении к процессу в качестве третьих лиц медсанчасти УФСИН, филиала медчанчасти и УФСИН. «Ходатайство было принято судом, в материалах дела это имеется. Однако в ходе судебного заседания суд никаким образом не отреагировал на данное ходатайство. Оно осталось неразрешенным — не удовлетворено и не отказано. Это нарушение права Албагачиева на защиту, и нарушение существенное», — сказала Бирюкова на заседании.
Судья Дорофеева вопреки возражению прокурора приняла решение истребовать личное дело Албагачиева, поскольку в нем имеется вся медицинская информация.
По мнению адвоката, судья отказалась приобщать к делу результаты судмедэкспертизы немотивированно. «У нас ведь как раз вопрос стоит о том, что он по состоянию здоровья не то что в тюремном режиме не может содержаться, а, согласно выводу эксперта, он вообще не может отбывать наказание в местах лишения свободы, не может находиться в местах изоляции. А она говорит, что эту экспертизу приобщать нет оснований. Я считаю, это незаконно», — сказала Бирюкова.
По ее словам, приступы эпилепсии у ее подзащитного участились до двух-трех раз в неделю. «Это может иметь серьезные последствия для головного мозга. И если он в условиях колонии не может отбывать наказание, то тюремный режим гораздо суровее. Там он будет в камере, не в отряде. Доступ к медицинской помощи там будет для него гораздо более затруднен. Там вообще с врачами сложно. Не зря тюремный режим — это самое строгое наказание из существующих», — пояснила адвокат.
То, что судья решила истребовать личное дело Албагачиева, защитница назвала формальностью. «Хотя любопытно, что на сегодняшнем заседании судья все делала вопреки мнению прокурора. Прокурор не возражала приобщить заключение судмедэксперта — судья отказала. Прокурор возражала против истребования материалов личного дела — судья решила истребовать», — отметила она.
«Фортанга» писала, что в августе 2018 года суд приговорил уроженца Ингушетии Абдул-Малика Албагачиева к девяти годам колонии. При этом прокурор не стал ссылаться на имеющиеся в деле признательные показания подсудимого, который сам отказался от них, объяснив, что подвергся пыткам. Защита в ответ заявила об отсутствии доказательств причастности Албагачиева к сирийским боевикам, а также к найденному у него самодельному взрывному устройству. ЕСПЧ присудил Албогачиеву компенсацию, признав, что его пытали силовики, но надлежащего расследования не было.
Родные заключенного неоднократно били тревогу по поводу его состояния здоровья. В мае суд вынес решение оштрафовать две колонии, где содержался Албагачиев. 8 августа стало известно, что Советский райсуд Астрахани решил перевести заключенного из общего режима на тюремный. При этом суд проигнорировал жалобы потерпевшего на состояние здоровья.
25 августа стало известно, что Албагачиев объявил голодовку после того, как ему вновь не оказали медпомощь и на его глазах избили одного из заключенного. После этого он зашил себе рот.
В сентябре глава аппарата уполномоченного по правам человека в Астраханской области Даниар Батрашев посетил Албагачиева в колонии и отчитался, что состояние заключенного выглядит удовлетворительным. При этом он заверил, что «взял в работу» его жалобы.