Басманный суд Москвы не принял жалобу ингушского адвоката Магомеда Бекова на отказ предоставить допуск ему и его коллеге к делу Самиры Муцольговой в качестве ее представителей. Для того, чтобы вынести постановление, суду понадобилось более пяти месяцев, хотя по закону он обязан отреагировать на жалобу в течение пяти дней.
Беков направил жалобу на действия следователя, не допустившего его к делу Самиры Муцольговой, ещё в начале августа, однако ответ пришёл ему лишь недавно.
«Заявитель адвокат Беков М.С. Обратился в суд с жалобой, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ, на действия и постановление следователя… об отказе в удовлетворении ходатайства от 07 июня 2023 года», — говорится в ответе суда, подписанном судьёй Н.Н. Дударем (копия документа имеется в распоряжении редакции).
Далее в постановлении утверждается, что согласно статье 125 уголовно-процессуального кодекса, действия следователя, которые способны затруднить доступ к правосудию, могут быть обжалованы. Перечисляются действия, которые могут подпадать под затруднение доступа к правосудию или под ущерб конституционным правам. Например, это отказ следователя в возбуждении уголовного дела, отказ в назначении защитника или в допуске законного представителя, отказ в признании лица потерпевшим.
Затем в документе указывается, что в соответствии со ст. 38 УПК на стадии предварительного следствия все решения о следственных действиях принимает следователь, суд в них вмешиваться не может.
«Согласно материалов жалобы, следователем… Ереминым Д.М. рассмотрено ходатайство Бекова М.С. и Дзугаева Б.Б. о допуске в качестве представителей потерпевшей, о чем заявитель уведомлен, также в установленные законом сроки. При таких обстоятельствах, предмет жалобы заявителя адвоката Бекова… в порядке ст. 125 УПК РФ отсутствует», — говорится в постановлении.
Беков не согласился с выводами Басманного суда.
«Если недопуск адвоката не является затруднением доступа к правосудию — что тогда является этим затруднением? — прокомментировал он. — Если уже порядка пяти месяцев, даже шести уже, я не могу получить мотивированный законный отказ, если есть основание. Эти отписки незаконны абсолютно. Они тянут время, только непонятно для чего».
Юрист также отметил, что в своей практике не сталкивался с тем, чтобы вынесение решения об отказе в принятии заявления занимало так много времени.
Ранее «Фортанга» писала о жалобе Магомеда Бекова на отказ предоставить допуск ему и его коллеге Билану Дзугаеву к делу Самиры Муцольговой в качестве ее представителей. Юрист сказал, что решение следователя носит незаконный характер. Он указал в обосновании отказа, что согласно ч. 1 ст. 45 УПК РФ представителями потерпевшего могут быть лица, о допуске которых ходатайствует потерпевший. Беков в жалобе отметил, что на самом деле «для допуска адвоката в качестве представителя потерпевшего по уголовному делу не требуется ходатайства потерпевшей».
Напомним, в июне следователь не дал адвокатам доступ к делу умершей Самиры Муцольговой. При это он исказил смысл статьи УПК, сказал Магомед Беков.
«Фортанга» сообщала, что четырехлетняя жительница Ингушетии Самира Муцольгова подверглась жестокому насилию в своей семье. 16 мая она умерла. В полиции сообщили, что к избиению ребенка, предположительно, причастны мать и бабушка, а сама семья состоит на профилактическом учете как неблагополучная. Дело об истязании маленькой девочки в Ингушетии взял под контроль глава Следкома России.
Жестокое насилие над ребенком стало поводом для проверки неблагополучных семей в Ингушетии. При этом власти не сообщали о том, что дети в этой семье подвергались сексуализированному насилию. 17 мая источники сообщили о задержании предполагаемого насильника. Следствие заявило, что по результатам экспертизы дело о насилии над четырехлетним ребенком может быть переквалифицировано.
В отношении ингушского омбудсмена Заремы Чахкиевой, которая по долгу службы должна нести ответственность за судьбу таких детей, была инициирована проверка. Однако о результатах проверки ничего не известно. Она по-прежнему занимает свою должность и не предоставила никаких внятных ответов относительно гибели девочки.
Эксперты, опрошенные «Фортангой», считают, что власти обязаны держать общественность в курсе хода следствия по делу о смерти Самиры, признать ошибки органов опеки и детского омбудсмена и расследовать их бездействие, а также представить план действий, необходимый для предотвращения подобных трагедий в будущем.
Источник: Фотобанк Moscow-Live