Уроженка Ингушетии Лейла Гатагажева, которую в середине мая второй раз вернули из-под домашнего ареста в СИЗО, нуждается в лечении, её здоровье было подорвано ещё в иракской тюрьме, заявили родственник и адвокаты. В материалах дела нет никаких доказательств вины девушки, подчеркнула защита.
Дядя Лейлы Беслан Гатагажев сильно огорчён её повторным водворением в СИЗО. «Детям восемь и семь лет, они чувствуют себя нормально. С утра детей отвела в школу, пришла в суд, и её вновь взяли под стражу. Мы надеялись, что когда подготовят документы, она сможет пойти в больницу», — привёл его слова «Кавказский узел». При этом проблем с адаптацией у детей Гатагажевой нет, угроз лишения родительских прав она не получала, сообщили адвокаты и дядя девушки.
В мае Лейла успела провести дома всего две недели, отметил её адвокат Алауди Мусаев. По его словам, прокуратура обжаловала решение судьи отпустить девушку под домашний арест. Верховный суд отменил постановление Малгобекского городского суда и отправил её в следственный изолятор. Пока Гатагажева находится под стражей, её дети живут у её матери, добавил он.
Расследование уголовного дела Лейлы уже завершено, оно будет направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения. При этом в материалах дела нет никаких доказательств вины девушки, подчеркнул Мусаев.
«В Сирии Гатагажева никогда не была. Нет доказательств, что она заранее знала, что её муж является участником НВФ, — процитировал защитника «Кавказский узел». — Она была в Ираке, где отбыла наказание. Первое дело было возбуждено после трёх лет её нахождения в иракской тюрьме. Там, в Ираке, её осудили по статье, аналогичной статье 205 российского УК. Только когда в РФ узнали, что Гатагажева находится в иракской тюрьме, её объявили в розыск с грубым нарушением закона. Потому что нельзя объявлять в розыск человека, когда известно, где он находится».
Он напомнил, что защита девушки добилась исключения из ее дела обвинения по статье 205, поскольку она отбыла наказание в Ираке по аналогичной статье. При этом ей добавили обвинение по статье об участии в незаконном вооружённом формировании (208 УК РФ).
«По иракскому закону ее судили именно за то, что она была женой члена ИГИЛ, родила двух детей, стирала, готовила ему и так далее, но по российскому закону за это ее невозможно осудить. Кстати, ни иракские суды, ни российские не выносили приговор мужу Гатагажевой, чтобы признать его членом ИГИЛ. Тем более, она сама сдалась иракским властям, а это и по российскому закону влечет освобождение от наказания, если человек добровольно сдается. Гатагажеву привезли спецрейсом из Ирака в прошлом году после того, как она отбыла наказание в иракской тюрьме», — сообщил Мусаев.
По его словам, Гатагажевой не было даже 14 лет, когда родственники выдали её замуж, «фактически отдав в рабство». В 14 лет она родила первого ребёнка, в 15 — второго, и не имела возможности покинуть лагерь, в котором жила. Адвокат выразил надежду, что суд убедится в невиновности его подзащитной.
Здоровье Лейлы сильно подорвано после шести лет в иракской тюрьме в антисанитарных условиях и почти девяти месяцев в российском СИЗО, она нуждается в медпомощи, указала её защитница Рамина Лабазанова.
«У неё масса болезней, в том числе грыжа. В СИЗО был подготовлен пакет документов, её необходимо было положить в больницу, но теперь это невозможно», — привёл «Кавказский узел» слова Лабазановой.
Лейлу дважды освобождали из-под стражи и помещали под домашний арест, причём в декабре 2023 года о смягчении меры пресечения ходатайствовал следователь, напомнила адвокат. В феврале 2023 года после апелляции прокуратуры суд вновь отправил Гатагажеву в СИЗО.
«В конце апреля, по завершении следствия, суд отказался продлить содержание под стражей, и сейчас опять прокуратура обжаловала. Не было никаких оснований возвращать её в СИЗО. Находясь там, она с детьми не могла общаться. Только зимой она месяц была дома и сейчас около двух недель», — сказала защитница.
Сейчас Лейла находится в ИВС, сообщила Лабазанова.
В ближайшее время защита подаст кассацию на решение Верховного суда республики. Кроме того, до 25 мая суд ещё раз должен провести заседание по избранию меры пресечения, сказала адвокат.
«Парадокс заключается в том, что Лейла уже была безвинно осуждена в Ираке за деяние, по сути включающее в себя составы обоих указанных преступлений, и отбыла наказание, — отметил защитник Алаудин Мусаев в комментарии «Кавказ.Реалии» — Продолжение её уголовного преследования грубо нарушает общеизвестный принцип «Non bis in idem», согласно которому одно лицо не может быть наказано дважды за совершение одного и того же деяния».