Кассационный суд в Пятигорске оставил без изменений приговор семи лидерам ингушского протеста, осуждённые участвовали в заседании по видеосвязи. Поддержать их пришли около 20 человек, в том числе члены Совета тейпов.
Заседание прошло 21 июня одновременно в пятигорском кассационном суде, где заседали судьи, и в Верховном суде Ингушетии в Магасе, откуда по видеосвязи выступали адвокаты. Осуждённые участвовали в заседании по видеосвязи из колоний, где отбывают наказания.
На заседание в Магасе пришли около 20 слушателей, в том числе члены Совета тейпов Ингушетии. «Потому что мы знаем, что их осудили незаконно, и их поддерживает весь народ. Суды у нас зависимые, и мы видим, что это беззаконие уже до самого верха дошло, они надуманное и сфабрикованное дело продвигают все дальше и дальше», — привёл «Кавказский узел» слова активиста, члена СТ Багаудина Мякиева.
Заседание длилось около четырёх часов, выступил прокурор и все адвокаты — Фатима Урусова, Джабраил Куриев, Магомед Куриев, Асхаб Ужахов, Башир Точиев, Илез Барахоев, Калой Ахильгов (по видеосвязи из Москвы), Билан Дзугаев и Басир Оздоев. После их выступлений судьи ушли в совещательную комнату и быстро вернулись, огласив решение: отказать в удовлетворении кассационной жалобы, рассказала адвокат Фатима Урусова, представляющая интересы Ахмеда Барахоева.
«Мы обращали внимание суда на то, что Кисловодским судом приговор был вынесен в отсутствие доказательств, а апелляционная инстанция сама допустила столько нарушений, и процессуальных, и фактических, что никто уже не ждал от неё ничего хорошего», — процитировал защитницу «Кавказский узел».
Урусова назвала ожидаемым решение кассационного суда. Она напомнила, что две недели назад дело сняли с кассационного рассмотрения из-за процессуального нарушения — судья апелляционного суда Духин проигнорировал замечания защиты к протоколам судебных заседаний и не внёс их в материалы дела. После того, как Духин вынес постановление об отклонении замечаний, новая кассация «была назначена стремительно», отметила адвокат. По её словам, это, наряду с тем, что о заседании кассационного суда защиту уведомили за три дня, а не за пять, «давал понять, то настрой у них такой, чтоб по-быстрому рассмотреть и особо не возиться».
Адвокаты намерены обжаловать решение кассационного суда в Верховном суде России.
14 июня судья Ставропольского краевого суда Александр Духин отклонил замечания на протоколы судебных заседаний по «ингушскому делу», поданные адвокатом Магомедом Бековым. 7 июня дело лидеров ингушского протеста сняли с рассмотрения в кассационном суде из-за того, что судья Духин не рассмотрел вовремя замечания защиты и не приложил их к материалам дела. Беков подал на Духина жалобу в квалификационную коллегию адвокатов из-за допущенного им процессуального нарушения.
В январе этого года адвокаты осуждённых лидеров ингушского протеста направили общую жалобу на приговор в Кассационный суд России. «Основной упор мы делаем на то что приговор не соответствует фактическим обстоятельствам дела и просим производство по делу прекратить, отменив все состоявшиеся судебные решения», — сообщил тогда Фортанге юрист Магомед Беков.
В кассационной жалобе защитники фигурантов митингового дела также указали на фундаментальные нарушения суда. Так, суд апелляционной инстанции отказался исследовать доказательства и незаконно назначил осуждённым адвокатов-дублёров. Кроме того, одно из судебных заседаний было проведено в отсутствие защитника Исмаила Нальгиева — Андрея Сабинина. Защита также направила замечание на протокол судебного заседания, в котором были допущены ошибки.
Напомним, большинство арестованных участников протеста против отчуждения земель в Магасе получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти. Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов, Исмаил Нальгиев, Зарифа Саутиева, Малсаг Ужахов, Багаудин Хаутиев и Барах Чемурзиев, также задержанные по митинговому делу, были обвинены в экстремизме. 15 декабря 2021 года Кисловодский горсуд назначил им сроки от 7,5 до 9 лет лишения свободы. Защитники лидеров протеста раскритиковали мотивационную часть приговора. Они заявили, что текст обвинительного заключения почти полностью перешел в приговор, что является серьезным нарушением. Суд не учел ни одно смягчающее обстоятельство и неверно истолковал свидетельства защиты, указали адвокаты. Защитники подали апелляционные жалобы и потребовали отменить приговор. Но он был оставлен в силе.
Ещё один участник «митингового дела» — бывший министр МВД Ингушетии Ахмед Погоров — находится под следствием. Все фигуранты «ингушского дела» признаны правозащитным центром «Мемориал» политзаключёнными.