26 сентября 2018 года, ровно шесть лет назад, произошло событие, которое вызвало массовое возмущение в Ингушетии: глава Чечни Рамзан Кадыров и на тот момент глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение об установлении границ между регионами.
Это решение привело к протестам по всей республике, жители Ингушетии считали передачу земель Чечне несправедливым и незаконным. Власти региона сначала держали подготовку соглашения в тайне, а потом настаивали, что это был равноценный обмен территориями. Однако позже стало понятно, что Ингушетия в этой сделке потеряла около десяти процентов своей территории.
“Жители Ингушетии восприняли это соглашение как предательство своих интересов, – вспоминает один из активистов протеста, пожелавший не называть своего имени из соображений безопасности. – Передача земли без согласия народа стала причиной массовых митингов. Мы поздно узнали, власти все отрицали, но тем не менее, мы собрались у въезда в Магас, хотели помешать. Но полицейские и ОМОН перекрыли нам дорогу”.
Для ингушей эта ситуация была тесно связана с историческими трагедиями, продолжает он: “В 1944 году, во время депортации ингушей и чеченцев, наши земли были перераспределены. Многие территории Ингушетии остались в составе Северной Осетии, и после возвращения ингушей на родину в 1957 году эти земли не вернули. Это вызывало глубокое чувство несправедливости, которое сохраняется до сих пор”.
События 2018 года вновь подняли этот вопрос, подчеркивает активист. Потеря части земель после депортации, а затем передача новых территорий Чечне без учета мнения ингушей, по его мнению, только усилила ощущение исторической несправедливости.
“Для ингушского народа эта ситуация стала символом того, что их права продолжают игнорироваться, а решения о судьбе их земель принимаются без их участия”, – отмечает он.
При этом подписание соглашение поддержали практически все чеченцы. Они считали эту территорию исконно чеченской.
«Камень преткновения во всем этом заложила Совесткая власть, которая перекраивала границы Кавказа и тем самым внесла раздор между регионами на века вперед, — отмечает общественный деятель из Чечни, не пожелавший называть свое имя. — Мы считаем эту территорию своей, ингуши своей, а по факту, она принадлежит оккупационным российским властям».
Новая депрессивная эра
Подписание соглашения стало началом новой депрессивной эры в республике, считает другой активист из Ингушетии. Оно положило начало давления на гражданское общество и массовых репрессий, продолжает он: “До сих пор люди не пришли в себя. Это соглашение не только уменьшило территорию Ингушетии, оно снизило уровень свободы, степень развития гражданского общества. Нас отбросило на годы назад”.
После подписания соглашения в Ингушетии начались массовые протесты. Люди требовали отмены соглашения и отставки Евкурова. Последняя акция, в марте 2019 года закончилась разгоном митингующих и арестами. В отношении многих активистов, среди которых были известные общественные деятели и правозащитники возбудили уголовные и административные дела. Их осудили на различные сроки, самый длительных из которых – 9 лет получил Ахмед Барахоев. Всего уголовному преследованию подверглись более 50 человек и более 200 – административному. Некоторые лидеры и участники протеста вынуждены были покинуть Россию из-за риска уголовного преследования. “Ингушское дело” считается одним из самых масштабных политических дел на Северном Кавказе. ПЦ “Мемориал” признал многих активистов политзаключенными.
Не остались без внимания и политические деятели. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров ушел в отставку в июне 2019 года. Жители республики встретили эту новость с ликованием. Однако сразу же он был назначен на пост заместителя Обороны РФ. Полпред президента по СКФО Александр Меликов, курировавший соглашение, был также отправлен в отставку президентом России Владимиром Путиным. Он проработал на этой должности всего полтора года.
“Годовщина подписания соглашения о границе между Ингушетией и Чечней остается болезненной для народа Ингушетии. Для нас это не просто политическое соглашение, а вопрос исторической справедливости и борьбы за свои права”, – заключил собеседник.