Приговор Сайд-Мухаммаду Джумаеву, осужденному на пять лет колонии за нападение на силовиков на акции протеста в поддержку оппозиционера Алексея Навального, — неоправданно жесткий и политически мотивированный, считает правозащитник. Защита заявила, что обжалует решение суда. Мать обвиняемого надеется, что адвокатам удастся добиться смягчения приговора.

Тверской районный суд в Москве приговорил Сайд-Мухаммада Джумаева к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима, признав виновным в нападении на силовиков на акции протеста в поддержку оппозиционера Алексея Навального 23 января. Решение суда будет обжаловано, заявил адвокат Мурад Мусаев. «Пять лет колонии общего режима – этот акт не имеет ничего общего с правосудием. Это все, что угодно, но не справедливое судебное разбирательство и не правосудный приговор! Это акт возмездия отдельно взятому молодому человеку. Мы полагаем, что использование государственных институтов, особенно судебных, для сведения счетов вот с такими квазиполитическими оппонентами, как Сайд-Мухамад Джумаев, антиконституционно. Мы обжалуем этот приговор, потому что это незаконно, необоснованно, бесчеловечно», —  сказал он на видео, которое опубликовано на общей странице мамы и тети Джумаева larisa_liza_ в Instagram.

По словам Мусаева, в обвинительном приговоре Джумаеву использовались «дежурные формулировки, в соответствии с которыми это преступление против порядка управления, против интересов государства». «Законодатель уже предусмотрел все эти качественные характеристики преступления, когда предусматривал возможность назначения наказания в виде штрафа, например, или в виде исправительных работ, или в виде лишения свободы в колонии-поселении от 2 месяцев до 5 лет. Здесь речь идет по сути о максимальном наказании», — сказал он.

Адвокат рассказал, что сотрудники ОМОНа не имеют ни моральных, ни материальных претензий. «Вред давно компенсирован. Сторона защиты в этом судебном процессе совершила все действия, которые только возможны, образующие обстоятельства, смягчающие наказание. Нам государство сегодня продемонстрировало, что всего этого делать не нужно было. Начиная с признания вины и заканчивая материальными компенсациями. Государство продемонстрировало нам, что безотносительно отношения обвиняемого к совершенному деянию, безотносительно его действий в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, в том числе, его заявления о рассмотрении дела в особом порядке, такой обвиняемый как Сайд Джумаев будет наказан образцово, назидательно, что это будет так называемая показательная порка», — заявил Мусаев.

Изначально дело Джумаева рассматривалось в особом порядке. Он полностью признал свою вину, принес извинения и выплатил денежные компенсации пострадавшим омоновцам, рассказал адвокат. В случае постановления приговора в особом порядке наказание за преступление не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, то есть в данном случае 5 лет. 29 мая обвинение запросило для подсудимого 5 лет лишения свободы, ввиду того, что преступление рассматривалось как совокупность трех отдельных эпизодов. Максимальное наказание в этом случае по статье 69 ч.1 УК РФ «не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений», и частичным сложением санкций получилось 5 лет.

31 мая суд решил возобновить следствие для уточнения обстоятельств дела, так как в ходе прений сторона защиты не согласилась с тем, что его преступление рассматривается как три эпизода, а не как один. «Джумаева обвиняют в трех эпизодах не опасного для здоровья насилия по отношению к представителю власти. Защита с этим не согласна. Все три действия должны были расцениваться как одно деяние. Может быть, с этим и связано возобновление следствия, потому что эту позицию заявили на прениях сторон», — рассказал Мусаев в интервью «Кавказскому узлу».

В результате суд сократил количество эпизодов в обвинении Джумаева с трех до двух, а гособвинитель попросил назначить ему шесть лет лишения свободы.

Мать Джумаева Лиза Мархиева рассказала «Фортанге», что на митинге Сайд-Мухаммада сильно стукнули по голове, так, что он на краткое время потерял сознание, ударили и его знакомую. «Все его дальнейшие действия были реакцией на этот удар, они совершались в состоянии аффекта», — считает мать осужденного.

Выяснить данные обстоятельства в рамках особого порядка рассмотрения дела, не предусматривающего «исследования и оценки доказательств, собранных по делу», в том числе, допросы свидетелей, было невозможно. Поэтому суд отменил особый порядок и опросил троих свидетелей.

Однако все это не пошло на пользу подсудимому. Следствие пришло к выводу, что в деянии Джумаева было все-таки два эпизода, а не один. И 18 августа обвинение попросило приговорить его уже к шести годам колонии, так как дело рассматривалось уже не в рамках «льготного», особого, порядка. Согласно статье 69 ч.2 УК РФ (Назначение наказания по совокупности преступлений), в общем случае «окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений», то есть по двум эпизодам Джумаева не могли бы приговорить более чем на 7 с половиной лет. Запрошенные прокурором шесть лет — даже не максимальное наказание. В итоге 19 августа суд приговорил Джумаева к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.

«Конечно, мы подадим на апелляцию на этот вопиюще несправедливый приговор!
Конечно, мало верится, что то изменится. Ведь у него нет родителей депутатов, крупных чиновников или из силовых структур. Он обыкновенный парень из простой семьи… И все-таки, где то в глубинах нашего сознания остаётся крупинка надежды на то, что суд повернётся к нам лицом и справедливость восторжествует!» — говорится в посте на общей странице мамы и тети Джумаева larisa_liza_ в Instagram.

Решение суда в отношении Джумаева политически мотивированное, считает общественный деятель и правозащитник Магомед Муцольгов.  «Сегодня практически отсутствуют правовые решения. Судебные решения принимаются не на основе законов, а те, которые имеют политическое значение, продиктованы желанием власти удержаться в своем кресле. Принимается во внимание, насколько целесообразно и не целесообразно для власти то или иное решение. …Мы все видели, что Джумаев нарушил закон, дрался с сотрудниками ОМОН. Но пять лет за это – несправедливый, слишком суровый приговор… Джумаев извинился и заплатил компенсации омоновцам, которые якобы пострадали», — сказал он «Фортанге».

Правозащитник отметил, что на месте омоновцев «постеснялся брать от него (Джумаева) возмещение ущерба. «Как они могли от него пострадать – обученные, экипированные? Власть этим несправедливым решением в отношении Джумаева транслирует идею: «Пойдете против нас, получите по максимуму»…. Демонстрация беззакония для власти сегодня стала своего рода трендом», — поделился он своими мыслями.

Напомним, что Сайд-Мухамад Джумаев 23 января подрался в Москве на акции протеста в защиту Навального. Спустя пять дней Джумаев был обнаружен сотрудниками ФСБ в Псковской области, откуда, предположительно, он хотел бежать в Литву. По словам его матери, ингушки Лизы Мархиевой, Джумаев родился в Москве, его отец – чеченец. Это ее единственный сын. Сайд-Мухамад Джумаев незадолго до ареста поменял имя и фамилию, и стал Микаилом Мархиевым. Он учился на втором курсе МГУ на факультете иностранных языков и регионоведения (профиль «США и Канада»), рассказала мать осужденного.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии