«Уважаемый суд, уважаемые участники процесса. Было намерение чуть обширнее [высказаться], но придется чуть короче, потому-что многие мысли были уже сказаны.
Вообще, размышляя над последним словом, я думала, стоит ли его вообще произносить, никаких особенно своих умных мыслей мне не пришло на этот счет. Но я все время вспоминала слова Фазиля Искандера: «Человек должен быть порядочным — это осуществимо при любых условиях, при любой власти, порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости». А то, что началось в 2018 году и продолжается по сегодняшний день, — это несомненно очередная подлость по отношению к ингушскому народу. У меня нет в этом никаких сомнений.
Много событий перечислил Багаудин Хаутиев, которые тоже точно так же можно назвать подлостью в разных исторических этапах. Ну и вот в 2018 году это произошло вообще оттуда, откуда не ждали. Просто был нож в спину от человека, который называл себя на тот момент главой Ингушетии. Народ имел право не ждать с этой стороны ничего такого, но тем не менее случилось, так, как случилось.
И, как рассказывал Багаудин, ингуши — это общность такая, у которой вот эта историческая память она очень травмирована многими вот такими трагедиями в истории народа. Это неизлеченные психотравмы, они передаются реально из поколения в поколение. Это народ, у которого очень завышенное чувство справедливости, который очень остро реагирует на любые ущемления своих прав и нет ничего удивительного, что народ среагировал именно вот так на тот момент.
Хотя тут многие пытаются узнать причины, что какие-то там, я не знаю, западные спецслужбы… Несчастные семь человек всех организовали, вывели сотни тысяч людей там за один день на площади, но это невозможно, невозможно такое сделать — ни за какие деньги, никаким авторитетом и влиянием, если в самом обществе нет такого запроса!
Вот если бы Нарыжный, этот политолог-недоучка, который, видимо, помогал составлять это обвинительное заключение, немного покопался бы в истории Ингушетии, то они, возможно, поняли бы причины происшедшего. Но, скорее всего, у них просто не было такого заказа, да и желания разбираться в том, что произошло. Ну или наоборот они подобрали бы еще много дат, которыми могли бы манипулировать, особенно я как историк, который занимался репрессиями в истории своего народа, а то они все время там ограничивались 1944-м и 92-м гг. А таких дат в истории ингушей очень много, о которых при желании можно рассказывать. Если хочется расковырять какие-то раны, вполне можно было.
Сегодня в нашем лице реально судят весь ингушский народ, почему-то. Хотя на самом деле он ни в чем не виноват. Только в том, что к нему все время относятся как к какой-то стороне, с которой можно обращаться таким образом. На самом деле для нас это большая честь. Особенно для меня, которой даже не снилось, что когда-нибудь про меня будут писать, что я обладаю авторитетом среди ингушского народа, что я могу очень сильно влиять и кого-то выводить на площади, и заставлять там стрелять в росгвардейцев или применять к ним насилие. Ну это очень мило конечно, со стороны следствия… Но я очень люблю свой народ. И надеюсь, что он будет процветать и благоденствовать во все времена. И у него будут более достойные лидеры, чем я.
Меня очень радует, что все, кто сегодня со мной на скамье подсудимых, все, кто уже отсидел, и на свободе, все кто так или иначе помогал нам в этом процессе, наши доблестные защитники, не побоюсь этого слова. Друзья из «Неотложки», которые были с нами все это время, журналисты, родные близкие. Все они сумели сохранить порядочность, ту элементарную порядочность, которая делает нас людьми.
Особенно сегодня мне хочется обратиться со словами поддержки для моего общественного защитника Олега Орлова, который оказался на скамье подсудимых.
Олег Орлов — человек, который поистине может считаться эталоном порядочности, человек, который не поступался своими принципами во все времена. Любые самые тяжелые, начиная с того периода, когда он боролся с тоталитарным государством еще при СССР. Ему тоже, наверное, хочется жить спокойно, тем более в таком возрасте, но тем не менее его совесть ему этого не позволяет — пока есть люди, нуждающиеся в защите. Он просто этого себе не может позволить. Уверена, что Олег Петрович достойно переносит и пренесет все испытания. Нет смысла желать ему силы духа — он силой духа может поделиться со многими и останется достаточно много, и уверена в том, что человек останется эталоном порядочности, а те, кто преследуют его сегодня, просто канут в лету в лучшем случае, а в худшем — их будут вспоминать как подлецов и предателей.
Так вот, возвращаясь к сказанию Фазиля Искандера, вам, уважаемый суд, сегодня не оставили выбора. Вы участвуете так или иначе, поэтому я хочу процитировать одного поэта, чью фамилию, к сожалению, я не запомнила. Вот эта цитата: «В историю можно попасть, в историю можно влипнуть. А можно историей стать. Выбор только за вами». И когда к вам придет некий условный АПшник, который начнет диктовать, какое решение следует принять, я желаю искренне вам, чтобы Вы могли ему сказать: «Остановитесь».
А так, на все воля Всевышнего, и мы благодарны ему за все милости и испытания, ниспосланные нам».