С вечера 2 марта до полудня 3 марта в Карабулаке силовики проводили контртеррористическую операцию, как было заявлено, по «ликвидации» приверженцев международной террористической организации «Исламского государства». Такое сообщение опубликовала пресс-служба Национального антитеррористического комитета (НАК) РФ. Было не до конца ясно, кого именно силовики блокировали в многоквартирном доме по улице Осканова, но изначально предполагалось, что там находились разыскиваемые за нападение на пост сотрудников полиции в прошлом году Амирхан Гуражев и Адам Оздоев. В ходе спецоперации применялось стрелковое оружие, гранатометы и подствольники, следует из репортажа «Рен ТВ». 

Официальные источники, в том числе НАК, заявляли, что жильцы близлежащих домов вечером были эвакуированы. Но, как сообщали источники «Фортанги», жильцы подъезда, в котором снимали квартиру заявленные члены ИГ, не были эвакуированы и были вынуждены ждать прекращения огня. Жители той части города, где проходила спецоперация, обратили внимание на глушение мобильной связи. 

Из-за того, что предполагаемые боевики находились в многоквартирном доме, в плотной застройке, силовые ведомства не стали использовать на месте бронетехнику, следует из телевизионного репортажа «Рен ТВ». 

По окончанию действий спецназа выяснилось, что в квартире было шесть человек. Все они были идентифицированы: Амирхан Гуражев 1989 г.р., Зелимхан Цуроев 2000 г.р., Тагир Цуроев 1991 г.р., Берс Чемурзиев 1997 г.р., Микаил Тутаев 2000 г.р. и Магомет Баркинхоев 2000 г.р.

Группа Гуражева 

34-летний Гуражев, убитый в ходе спецоперации, принимал участие в нападении на пост ДПС 24 марта 2023 года, заявляли правоохранительные органы республики. Вскоре после инцидента ФСБ сообщила о розыске Гуражева и ещё троих жителей региона — Микаила Мошхоева, Рамазана Эльдиева и Амира Бокова. Затем в ведомстве заявили, что ведётся розыск также Адама Оздоева и Мовсара Коттоева.

Фото последствий спецоперации. Источник: НАК
Последствия спецоперации. Источник: НАК

29 марта объявленный в розыск уроженец села Кантышево Рамазан Эльдиев, получивший ранение в ходе нападения на пост ДПС, был обнаружен мёртвым в Карабулаке. 

3 апреля 2023 года на окраине Малгобека участковые полицейские проводили поисковые мероприятия и попали под обстрел — один из правоохранителей получил ранение. Власти объявили тогда режим КТО. 

Впоследствии по обвинению в пособничестве боевикам задержали 70-летнего Лечу Коттоева. По версии силовиков, он укрывал у себя на ферме одного предполагаемых боевиков — Мовсара Коттоева. 

5 апреля в селе Аки-Юрт Малгобекского района в заброшенном здании самого Мовсара обнаружили мертвым. Предположительно, он погиб от самоподрыва. 

В ночь на 6 апреля полицейские блокировали разыскиваемых в частном доме села Зязиков-Юрт. В ходе перестрелки боевикам удалось вырваться из окружения и скрыться, троих полицейских убили, ещё восемь получили ранения. 

7 апреля стало известно, что один из разыскиваемых — Адам Боков — сдался полиции в Малгобеке и дал признательные показания. 8 апреля власти объявили о задержании Микаила Мошхоева. По одной информации, Мошхоев был задержан при попытке покинуть Ингушетию, по другой — во время поисков пропитания для их вооруженной группы. 

В итоге в розыске из шести участников нападения на пост ДПС 2023 года оставались Амирхан Гуражев и Адам Оздоев. 

Силовики неподалёку от места спецоперации. Источник: НАК
Силовики неподалёку от места спецоперации. Источник: НАК

В 2023 году Гуражев принял присягу «Исламскому государству» от своих соратников и отправил аудиозапись их присяги представителям «Исламского государства» за рубежом, говорилось в публикации Telegram-канала «Сапа Кавказ», ссылавшегося на свои источники в спецслужбах. 

После спецоперации в Карабулаке выяснилось, что Адама Оздоева в квартире не было. Хотя изначально правоохранители сообщали, что он был блокирован вместе с остальными.

Другой убитый в КТО 3 марта — Зелимхан Цуроев — был задержан в ноябре 2023 года по обвинению в пропаганде терроризма. В качестве меры пресечения суд избрал ему подписку о невыезде. В январе 2024 года мужчина скрылся и был объявлен в розыск. Родные Зелимхана Цуроева сделали в феврале публичное видеообращение, в котором призвали родственника сдаться силовикам. Родственники других предполагаемых боевиков также обращались к ним с просьбой сдаться властям.

Убитый в КТО Тагир Цуроев также находился в розыске по статье о пропаганде терроризма.

«Не получили чётких директив» 

Утром 3 марта, когда формально режим КТО ещё продолжался, Telegram-канал Baza со ссылкой на свои источники сообщил, что в ходе операции силовиков погиб один случайный прохожий, трое полицейских получили ранения и погибли пять, а не шесть боевиков. Один из них, 41-летний сотрудник МВД, доставлен в больницу с ранением уха. Еще у двоих осколочные ранения, говорилось в публикации канала.

Позже НАК в своем аудиосообщении заявил, что «потерь среди сотрудников сил правопорядка и пострадавших среди гражданского населения нет». Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов, прибывший на место боестолкновения 3 марта после отмены режима КТО, также заявил журналистам, что «[среди гражданских и силовиков] нет ни потерь, ни раненых». 

Опровержение дал и Минздрав Ингушетии, заявив, что жертв среди гражданского населения не было и пригрозил уголовной ответственностью за «публичное распространение заведомо ложной информации». Соответствующий пост появился в Telegram-канале ведомства.

4 марта издание «Коммерсант» со ссылкой на источники заявило, что в ходе спецоперации в Карабулаке пять сотрудников ФСБ получили ранения, из них двое — пулевые, остальные — осколочные.

Последствия спецоперации. Источник: НАК

Наконец, еще одно противоречие в картину произошедшего внесло заявление командования «Ингушской освободительной армии» (ИОА) имеющего отношение к «Комитету ингушской независимости» (КИН), из которого осталось неясным, были ли убитые в Карабулаке членами ИОА и приверженцами КИН. 

«В этом неравном бою ингушские воины-муджахиды проявили стойкость, мужество и героизм перед лицом многократно превосходящего противника. Группа из нескольких воинов вела огневой бой на неподготовленных позициях в течение 24 часов. Мы продолжим наш джихад против Империи зла», — говорилось в заявлении.

«Фортанга» обратилась за комментарием в КИН, чтобы прояснить, признают ли они членство убитых в их движении — а не в ИГИЛ. В ответ представители КИН заявили, что они «ещё не получили чётких директив» от своего военного руководства в Ингушетии.

«Не были приверженцами радикальных идей» 

В тоже время, другой источник Фортанги сообщил, что некоторые из убитых в ходе КТО не были приверженцами радикальных идей. 

«Некоторых из этих ребят я знал лично, они точно не были игиловцами. Не берусь говорить за всех. Да, ходили в мечеть, совершали намаз, но в радикальных идей не транслировали», — заключил он. 

5 марта стало известно, что второй отдел по расследованию особо важных дел СК по республике возбудил против троих местных жителей уголовные дела по факту пособничества участникам террористической организации и хранении оружия и взрывных устройств.По версии следователей, молодые люди обеспечивали сохранность оружия и взрывных устройств с целью последующей передачи террористам. Связаны ли они с убитыми в ходе «спецоперации» — не уточняется. Подозреваемых заключили под стражу. 

Всего по делу о пособничестве боевикам, объявленным в розыск за нападение на пост ДПС, с марта 2023 года по март 2024 года были задержаны не менее 23 человек.

Фото: НАК

1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии