Кровная месть — это древний обычай, который на протяжении веков играл ключевую роль в сохранении чести и достоинства родов на Северном Кавказе. Несмотря на значительные изменения в обществе, этот обряд, уходящий корнями в далекое прошлое, продолжает существовать и сегодня. Но что он представляет собой в современности, и как изменился со временем? Разобраться в этом непростом вопросе помогает историк, который в своем интервью рассказал о трансформации кровной мести, ее современных проявлениях и причинах, по которым этот обычай до сих пор сохраняет свое значение в отдельных кавказских сообществах.
Давайте начнем с определения: что такое кровная месть?
Кровная месть – это один из древнейших обычаев общинно-родового строя, который обеспечивал защиту чести, достоинства, имущества рода сложившийся в догосударственных общественных структурах. Сегодня в России кровная месть тоже сохранилась, преимущественно у народов Северного Кавказа. Надо отметить, что ее изначальный смысл был не в том, чтобы уничтожить противника, а в том, чтобы общество уважало право на жизнь и саму жизнь.
Есть ли сведения, когда вообще на Кавказе зародилась кровная месть?
Если начать искать истоки кровной мести, надо будет уходить в глубь веков. Она существовала издревле. Если мы возьмем монотеистические религии: христианство, иудаизм, ислам – понятие «око за око, зуб за зуб» было еще там. Если убивали мужчину или женщину, то месть была узаконена монотеистическими религиями и местными адатами тоже. Если начать искать истоки кровной мести, надо будет уходить в глубь веков. Она существовала, в общем, наверное, с сотворения мира.
Как формировались ее законы?
Любое общество за своего человека мстило, я не беру даже кавказское – любое. И методы мщения, я думаю, изменялись вместе с изменениями социально-экономического уровня общества, его развитием. Это зависело от времени и эпохи, в которую жил человек – неписаные законы менялись, трансформировалось общество и, соответственно, порядок мести тоже изменялся.
Каковы были законы и кодекс, если его так можно назвать, кровной мести на Кавказе?
Например, у ингушей нельзя было убивать кровника со спины. Нужно было обязательно окликнуть его, сказать, что пришел возместить кровь того-то. Иногда кровь прощали, и это скорее осуждалось, поскольку род не возместил потерю члена своего общества.
Мне хочется еще отметить важную деталь, характерную для всего кавказского общества – людей, которые убивали женщин, детей или больных, подвергали остракизму, осуждению. Его вместе со своими домочадцами изгоняли из своего населенного пункта. По всему Кавказу люди из одного региона уезжали в другой, где их никто не знает. В настоящее время, естественно, остракизма нет, никто не станет уезжать с того или иного места, если он сам не посчитает нужным.
Еще было необходимо, чтобы другая сторона понесла ценную утрату. По ингушским законам кровной мести нужно было убить лучшего члена общества или рода убийцы, даже если он не виновен – каждый представитель рода нес ответственность. Но это никак не соотносилось с нормами ислама, который запрещает трогать невиновного человека. И когда ингуши и другие народы Кавказа начали массово принимать ислам, они уже понимали, что по нормам ислама ты имеешь право отомстить, но это касается именно кровника.
Насколько это соблюдается сейчас?
Большая часть, верующих людей, если мстили, то в отношении убийцы. Но не всегда, например, во время сталинской депортации 1944 года на разных станциях люди выходили из вагона, бежали вдоль поезда и громко объявляли, чтобы слышали другие, мол, я такого-то кровника прощаю. Тогда было понимание, что нация находится на грани вымирания, и это был акт, чтобы побольше людей осталось в живых. Хотели сохранить жизнь даже кровного врага, которого ты прежде ненавидел. Это было характерно не только для Ингушетии и Чечни, но и других депортированных народов.
А что сейчас приоритетнее: простить или отомстить?
По законам мести нужно было убить лучшего члена общества или рода убийцы, даже если он не виновен. На мой взгляд, считается более приоритетным простить. Много лет я изучаю эту тему и слушаю речи примирителей. По словам богословов примирительной комиссии, в Коране написано, что Аллах дает право отомстить кровнику, но самое богоугодное – это прощение. Люди стали религиознее и поэтому такие вещи стали иметь для них большее значение. И надо отметить, что раньше за прощение нужно было выплатить определенную стоимость, которая в разное время исчислялась по разному: в коровах, в деньгах. Сейчас преимущественно прощают без выплат.
Участвовало ли в процессе примирения государство или общественные институты?
Еще советская власть начала вести работу в обществе по примирению кровных врагов, в который тоже принимали участие и духовенство, и представители областных партийных организаций, представители Министерства внутренних дел. В этой комиссии были абсолютно разные люди, которые все вместе решали проблему кровной мести. Иногда целыми селами собирали кровников и заставляли простить друг другу. Существуют они и сейчас.
Вы сказали, что в настоящем кровную месть прощают больше, чем прошлые времена. Как вы думаете, почему?
Очень много факторов. Это и религиозный фактор, безусловно. Это и неготовность к этому – месть огромная психологическая нагрузка. И надо иметь какие-то ресурсы для того, чтобы пойти и убить человека и наверное, своеобразное мужество, если это так можно назвать. Общество изменилось, как изменился, впрочем, и мир. И кавказские народы тоже изменились очень сильно. И многие теперь отдают мщение на «божественный» суд.
Но все равно есть случаи, когда за умышленное убийство не прощают. Есть представители некоторых родов, где кровная месть переходит из поколения в поколение – люди находятся в состоянии вражды не одно десятилетие. Возможно, они не будут мстить, но они и не прощают, чтобы человек перманентно находился в эмоционально напряженном состоянии – всегда боялся, что его вот-вот может настигнуть беда. Это тоже своего рода месть.
Были люди, которые не подпадают под кровную месть?
К великому сожалению, даже сейчас на Кавказе, особенно в Ингушетии, Чечне, я не говорю про Дагестан или северо-западный Кавказ, независимо от того, умышленно совершено убийство или непреднамеренно, если человек не прошел процедуру примирения – по существующим законам шариата и местного адата – не будет прощен.
Даже если это случайная авария и погиб человек, виновник аварии посылает родственников сразу после трагедии, и их пытаются примирить их между собой. Они обязательно должны пройти процедуру примирения. И другой момент, даже если человек 15 лет или 20 лет отсидел в тюрьме за преступление, он не получает свободу от мести до тех пор, пока не примирится. Тюремное заключение не искупает вину по законам кровной мести.
А если женщина, например, убийца, ей тоже будут мстить или как это будет?
Нет, вот таких примеров, почему-то, очень много в литературе, что за женщину убивали двух мужчин и так далее. Но ни одного такого случая в реальности я не знаю. Наверняка, если в семье произошла такая трагедия, братья будут мстить за свою сестру, за мать, за дочь и так далее. Возможно, эти случаи были, но чтобы они в классическом варианте были расписаны или существовали правила этого – никогда не находила ничего подобного.
В сказаниях говорится, что существовал обычай припадания к груди матери убитого и тогда прощалась кровная месть…
Да, и это пример того, как изменялись адаты. В период язычества можно было не только припасть к груди матери, но достаточно было надочажную цепь схватить в доме убитого, и тогда ты становился их сыном и тебя нельзя было убить. Таковы были законы.
Еще такие случаи описаны исследователями: мать зная, что ее сына убили, хотела оградить своего младшего сына от исполнения кровной мести, поскольку это огромная нагрузка. Она подговаривала кого-то, чтобы кровник прикоснулся к ее груди, чтобы не оставлять этого своего сына в кровной вражде с этими людьми.
С принятием ислама это ушло. И сам институт искусственного родства ушел – молочный брат или сестра, названный брат – всего этого сейчас нет. Человек, если хочет дружить – дружит, не нужно какие-то ритуалы проходить, клятвы давать, обеты.
А за что полагалась или полагается кровная месть? Только за убийство?
Любая форма насилия могла порождать месть: насилие в отношении женщины, ребенка, стариков, похищение человека, убийство, конечно же. Башир Далгат (российский ученый, кавказовед, этнограф – прим., ред.) в своей статье подробно описывал это.
Как кровная месть отличалась у разных народов Кавказа? И можно ли говорить, что у всех народов Кавказа была кровная месть?
Кровная месть существовала у всех народов Кавказа, но были какие-то нюансы и отличия – примирение где-то происходило по-разному, например, в Чечне голову убийцы во время примирения должен был подстричь близкий родственник и он находился в саване в этот момент, у ингушей вообще на примирении не обязательно присутствие самого убийцы.
Получалось, они мстили, но всегда было главное условие: нужно было произнести за кого ты мстишь, чью кровь искупаешь, это основное условие. А в целом, кто как мог, так и мстил.
У кого сейчас осталась, кровная месть на Кавказе и изживает ли себя этот обычай по-вашему?
Не у всех она осталась. У ингушей осталась, у чеченцев, у других народов, даже вот в Осетии в середине двухтысячных – все-таки это не так давно по историческим меркам – был случай, когда мужчина отомстил авиадиспетчеру, из-за которого произошло крушение самолета и он потерял семью.
Я думаю, что кровная месть вряд ли исчезнет совсем. Но той формы, которая была раньше, того массового бытования кровной мести, конечно, нет и уже никогда, на мой взгляд, не будет. Можно утверждать, что кровная месть себя со временем изживает, но не изживет до конца.