Недавно Государственная Дума РФ приняла закон о запрете пропаганды child-free, мотивируя это необходимостью поднять рождаемость в стране на фоне демографических проблем, усугубленных высокой смертностью среди мужчин в результате войны в Украине. Термин child-free дословно переводится как «свободный от детей». Он используется для описания людей, которые сознательно отказываются от рождения детей.
В этом контексте вспоминается указ президента Ингушетии Руслана Аушева 1999 года, который разрешал многоженство на территории республики. Он также был принят для борьбы с демографическими вызовами, возникшими после трагических событий осени 1992 года, когда в регионе резко увеличилась смертность среди мужчин.
От редактора: хотя причины и контексты этих инициатив различны, обе они демонстрируют, как государства и регионы пытаются справляться с последствиями социальных потрясений и высокой мужской смертности. При этом Ингушетия сегодня занимает одно из лидирующих мест по рождаемости в России, что говорит о её успешной демографической политике в последние годы. Однако важно учитывать, что любые инициативы, затрагивающие личные права и семейные отношения, должны основываться на добровольности, справедливости и уважении к свободе выбора. Именно через эту призму мы предлагаем рассмотреть указ Аушева и современную ситуацию в Ингушетии.
Указ Руслана Аушева о многоженстве: от попытки легализации к современной практике
В июле 1999 года президент Ингушетии Руслан Аушев подписал указ, разрешающий мужчинам республики официально иметь до четырёх жён. Указ предусматривал возможность регистрации второго, третьего и четвертого браков через ЗАГС, снимая уголовное преследование за многоженство, вспоминает “Коммерсант”. Документ предусматривал строгое условие: мужчина обязан был обеспечивать всех жён материально и уделять им равное внимание. В тексте указа было сказано: «В Республике Ингушетия граждане мужского пола вправе заключать до четырёх браков с лицами женского пола, не состоящими в браке». При этом сам президент Аушев имел только одну официальную жену.
Также Аушев предложил внести в Государственную Думу РФ законодательную инициативу по дополнению Семейного кодекса Российской Федерации с учетом положений своего указа, писала тогда “Лента.Ру”. Он также пытался вынести этот вопрос на обсуждение в Совете Федерации. Президент Ингушетии подчеркивал, что федеральные законы в России принимаются без учета традиций отдельных регионов, что приводит к конфликтам между законодательством и культурными особенностями.
В ходе дебатов мэр Москвы Юрий Лужков заметил: «Если так, то в Москве надо вводить не многоженство, а многобрачие». Эта фраза вызвала смех среди присутствующих, и на этом обсуждение завершилось без каких-либо дальнейших шагов.
В интервью агентству «Интерфакс» Аушев подробно объяснил механизм многоженства: мужчина может взять вторую или третью жену не только для того, чтобы создать семью, но и из желания иметь наследника — мальчика. Если первая жена не может родить ребёнка или рожает только девочек, мужчина вправе заключить брак с другой женщиной.
Решение Аушева было вызвано социально-демографическими проблемами, возникших после трагических событий осени1992 года и депортаций. В регионе наблюдался значительный дефицит мужчин, что оставляло многих женщин без возможности построить семью.
Однако федеральные власти отреагировали резко и неоднозначно. Председатель Совета Федерации Егор Строев отметил: «Чем тайно иметь много жен, лучше делать это явно» и добавил: «Если нечего больше делать, то лучше заниматься этим». Губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, в свою очередь, заявил: «Надо поздравить мужчин Ингушетии, да и женщин тоже».
Однако министр юстиции России Павел Крашенинников заявил, что указ противоречит Конституции РФ и Семейному кодексу, которые признают только моногамные браки. Он отметил, что вопросы, связанные с брачными отношениями, регулируются исключительно федеральным семейным законодательством, которое не может быть изменено актами субъектов Федерации.
Вскоре указ был приостановлен президентом Борисом Ельциным, а затем отменен.
Многоженство в СССР: от революционной терпимости до борьбы с «пережитками прошлого»
В Российской империи многоженство было легально только для мусульман. Имперская администрация предпочитала не вмешиваться в традиции национальных окраин, чтобы избежать обострения социальных и политических конфликтов.
После революции большевики, стремясь завоевать расположение национальных и религиозных меньшинств, сохранили аналогичный подход. На протяжении первого десятилетия советской власти многоженство оставалось законным, а брачные вопросы в мусульманских регионах регулировались духовенством. Однако в середине 1920-х годов, с укреплением советской власти, началась активная кампания по борьбе с «пережитками родового быта», включая многоженство.
В 1928 году Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей о наказании за многоженство, которое теперь считалось административным правонарушением. Максимальная мера наказания — год исправительных работ или штраф до тысячи рублей — была довольно мягкой. При этом браки, заключенные до введения закона, сохранялись. Таким образом, некоторые семьи продолжали жить по старым традициям.
Тем не менее, в мусульманских республиках сохранялась практика заключения религиозных браков, которые имели больший авторитет, чем официальные союзы, зарегистрированные в ЗАГСах. Советская власть не смогла эффективно бороться с этой практикой: доказать сам факт многоженства было сложно, а местные суды часто выносили мягкие приговоры.
К 1960 году наказание за многоженство ужесточили до года лишения свободы, но уточнили, что оно распространяется только на совместное ведение хозяйства с несколькими женщинами. Эта формулировка позволила многим обходить закон, так как жёны не всегда жили под одной крышей. В результате многоженство продолжало процветать, оставаясь практикой преимущественно обеспеченных слоев общества.
Несмотря на усилия советской власти, традиция многоженства сохранялась до конца существования СССР. В республиках с мусульманским населением такие браки считались нормой, особенно среди состоятельных мужчин, которые могли позволить себе содержать несколько семей. Вместе с тем, де-юре они оставались вне правового поля.
Традиция, личный выбор или причина разлада?
Несмотря на официальный запрет, многоженство продолжает существовать на практике в некоторых регионах с преимущественно мусульманским населением. В Ингушетии вторая жена — не редкость.
Мадина Е., 25 лет, жительница Назрани, рассказала “Фортанге” что негативно относится к многоженству — ее отец взял вторую жену, когда ей было 8 лет: “Это разрушило нашу семью. Отец проводил больше времени со второй женой и их общими детьми и мать не смогла смириться с этим. Мы с братьями и сестрами остались без полноценной семьи. Я считаю, что многоженство приносит больше вреда, чем пользы, особенно детям».
Фатима О., 38 лет, из Карабулака нейтрально относится к многоженству: «В нашей семье не было случаев многоженства, но я знаю семьи, где это практикуется. Некоторые женщины соглашаются на это из-за финансовой стабильности или других причин. Я считаю, что это личный выбор каждой семьи, и если все стороны согласны, то это их дело».
По мнению предпринимателя из Назрани Ахмеда М., многоженство — способ поддержать общество и саму женщину, если она осталась одна. Он признается, что сам женился во второй раз. Первая жена была против, но несмотря на это она осталась в их общем доме с детьми. Вторая супруга проживает в Магасе – она моложе на 12 лет, говорит он.
«В нашем регионе часто случается, что мужчины рано умирают – из-за аварий, болезней, других трагических обстоятельств. Многие женщины остаются одни с детьми. В таких условиях многоженство – это способ поддержать общество и соблюдать наши традиции. Я стараюсь быть справедливым ко всем, распределяя свое время и ресурсы. Для меня важно, чтобы обе жены чувствовали себя защищенными, ведь это часть нашей культуры и уклада».
Как делится Ахмед, дети не были первопричиной его второго брака – она работала в его компании, где они и познакомились. К этому моменту у него уже было трое детей от первого брака, со второй – родилось еще двое.
«Между религией, традициями и законом»
Если раньше наличие вторых жен жестко осуждалось, но чаще за спиной – в лицо этого не говорили, то сейчас к многоженству относятся терпимее, отмечает в комментарии “Фортанге” общественная деятельница, пожелавшая остаться неизвестной. В последнее время некоторые девушки даже сами хотят быть вторыми женами, поскольку это частично снимает с них ответственность и трудности быта, связанные с уходом за родственниками мужа, продолжает она. Часто вторые жёны живут отдельно, снимают квартиру и не несут такой нагрузки, как первые. Некоторые, разведенные женщины, соглашаются быть даже тайными женами, подчеркивает собеседница.
“Считаю, что такие тайные браки — это узаконенная форма обмана. Понимаю, что бывают ситуации, когда в паре нет детей, и тогда возможно заключение второго брака. Но в целом мое отношение к этому явлению отрицательное».
В исламе брак является не только личным выбором, но и общественным актом, который должен быть прозрачным. Тайные браки, о которых не знают ни родственники невесты, ни родственники жениха, противоречат исламским нормам, подчёркивает в беседе с журналистом «Фортанги» религиозный деятель и специалист по исламскому праву из Ингушетии.
«Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Объявляйте о браке, проводите его на виду у людей.” Это подчёркивает, что брак должен быть публичным, чтобы защитить права женщины и предотвратить недоразумения. Кроме того, участие опекуна (вали) невесты обязательно для заключения брака, особенно если она вступает в первый союз. Тайный брак без согласия вали или свидетелей не соответствует шариатским требованиям», — объясняет шейх.
Разрешено, но при строгих условиях
Ислам допускает многоженство, однако оно вовсе не является обязательным, отмечает шейх. По его словам, в основе этого института лежат строгие правила, призванные защитить права женщин и создать справедливую семейную среду. Часто обычаи (адаты), сохранившиеся в некоторых регионах, искажают исламские предписания, ущемляя права женщин и нарушая нормы, закрепленные в Коране, подчеркивает он.
«Многоженство в исламе разрешено, но при строгих условиях. В Коране сказано: “Если боитесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то женитесь на тех женщинах, которые вам нравятся: на двух, на трёх, на четырёх. Если же вы боитесь, что не будете справедливы, то только на одной…”.
Эти слова подчеркивают, что равное отношение ко всем жёнам — обязательное условие, без которого многоженство становится запретным, подчеркивает эксперт. Это касается не только материального обеспечения, но и эмоциональной справедливости», — объясняет шейх. Он также напоминает об опасности несправедливости в таких браках. «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если у человека две жены, и он склоняется к одной из них, пренебрегая другой, то в День суда он предстанет перед Аллахом с перекошенным телом.” (Сунан Абу Дауд, 2133). В таких предупреждениях отражается серьезность ответственности, которую ислам накладывает на мужчин».
Шейх отмечает, что в Ингушетии традиционные адаты часто вступают в противоречие с исламским правом, ущемляя права женщин. «В Коране женщинам гарантировано право на наследство, которое в ряде случаев адаты ограничивают или вовсе отрицают. Также в некоторых случаях женщина может быть лишена права воспитывать своих детей после семи лет, хотя ислам требует учитывать интересы ребенка и матери».
С точки зрения российского законодательства, многоженство не признается, отмечает в беседе с журналистом «Фортанги» юрист из Ингушетии Магомед О. Семейный кодекс РФ устанавливает, что брак может быть заключён только между одним мужчиной и одной женщиной, и запрещает вступление в брак лицам, уже состоящим в другом зарегистрированном браке.
«Однако уголовной ответственности за фактическое сожительство с несколькими женщинами закон не предусматривает. Лично я женат один раз, но отношусь к многоженству нейтрально, считая, что это вопрос личного выбора и традиций».
Религиозный деятель подчеркивает, что ислам защищает женщину в браке. «Если муж не выполняет своих обязанностей, женщина имеет право на развод. К тому же повторный брак для женщины не только разрешён, но и нередко приветствуется в исламе, чтобы она не оставалась без поддержки.
Однако в ряде случаев адаты и культурные нормы создают для женщин ненужные барьеры, запрещая то, что позволяет религия», — говорит эксперт. По его словам, многоженство в исламе — это не право, которое можно использовать для удобства, а большая ответственность, и оно становится возможным лишь при строгом соблюдении справедливости. «Для мужчины, который не может обеспечить равное отношение ко всем жёнам, многоженство — запретно, — уверен он.
Указ Аушева имел своей целью не только отменить наказание за многоженство, но и дать возможность узаконить такие союзы через органы регистрации, считает юрист: «Это могло бы легализовать положение женщин, состоящих в таких браках, и обеспечить им равные права», – заключил он.
***
Как вы относитесь к многоженству? Считаете ли вы, что если практика многоженства существует и так, государство должно дать возможность узаконить такие браки, чтобы защитить права всех сторон, как того требует ислам? Или, напротив, подобная инициатива противоречит современным представлениям о правах человека? Поделитесь в комментариях в наших социальных сетях.