Следствие отчиталось об установлении личности одного из боевиков, причастных к теракту в Беслане 1 сентября 2004 года. Террористом назвали уроженца Ингушетии Асланбека Парчиева. Однако его родные отвергли возможность причастности Парчиева к событиям 19-летней давности.
Об установлении личности человека, значившегося в следственных документах как боевик №11», изданию «Известия» сообщил старший следователь по особо важным делам СК по СКФО Альберт Хасауов.
После теракта следователи не смогли выяснить личности пяти из 32 боевиков, захвативших школу. Тогда были убиты все террористы, кроме одного, который сдался. «Боевика №11», которым следствие считает Асланбека Парчиева, правоохранители убили в первый день захвата школы — 1 сентября 2004 года.
По словам следователя Хасауова, в мае 2023 года в СК поступила информация о том, что отпечатки пальцев, взятые у Парчиева 21 год назад, совпали с отпечатками одного из неизвестных террористов. Уроженец Ингушетии за два года до трагедии — в 2002 году — был задержан в Москве за мелкое правонарушение, тогда ему провели дактилоскопию, уточнил следователь.
Следствие допросило родных Асланбека Парчиева. Они не смогли опознать обгоревшее тело на фото. Однако генетический материал сестры Парчиева «с вероятностью 99%» соотносится с телом «боевика №11» как сестры и брата, заявил Хасауов.
Сестры Парчиева Марина и Зарета сказали, что не верят в версию о том, что их брат был террористом и участвовал в захвате школы в Беслане. «Он никогда бы не пошел на такое ради какой-то идеи или денег», — подчеркнула Марина Парчиева.
Родственники погибшего рассказали, что не видели его с 2003 года. В 32 года он уехал на заработки в Казахстан — покупал и перепродавал разные товары. «Женат не был. Бросил институт, хотя родители мечтали, чтобы он продолжил семейную профессию врача», — сказала Марина. После отъезда Парчиев некоторое время держал связь с матерью, однако затем больше не выходил на контакт.
Теракт в Беслане произошел 1 сентября 2004 года в школе №1. Боевики захватили 1128 заложников в спортзале учебного заведения. Операция по их освобождению завершилась 3 сентября 2004 года. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей, еще 810 человек получили ранения, написал «Кавказский узел».
Лишь спустя 14 лет после трагедии, в декабре 2018 года, полпред президента в СКФО озвучил первое со времени теракта официальное признание в том, что штурм школы планировался изначально, несмотря на протесты местных жителей. Полпред президента также подтвердил, что школу обстреливали из танка. Журналист «Коммерсанта» Ольга Алленова написала книгу «Форпост. Беслан и его заложники», она вышла в 2019 году, к 15-летию теракта. Автор рассказала, что это книга о трагедии, которая до сих пор «не прожита нашим обществом, не осмыслена, потому что было и остается много лжи об этом теракте«, и значит, «нет надежды, что это не повторится».
Фото мемориала памяти жертв теракта в Баслане/Автор фото: Эмма Марзоева («Кавказский узел»)