Социальный технолог Екатерина Колесникова связывает смену руководства полпредства в СКФО с прошлогодними массовыми протестами в Ингушетии, которые Александр Матовников не сумел предотвратить. При этом эксперт сомневается, что назначение Юрия Чайки качественно улучшит ситуацию.
— Владимир Путин – мастер шахматных партий, и уход Чайки на Кавказ – один из ярчайших примеров того, как президент может перетасовать кадры. Чечено-ингушский конфликт с его глубокими историческими корнями громко напомнил о себе в 2018–2019гг., быстро превратившись в самую горячую точку на карте России. Президент держал ситуацию в зоне своей видимости, но, по всей видимости, глава Чечни Рамзан Кадыров также стоял насмерть. Значит, нужно было и Евкурову, и Матовникову, и Кадырову придумать такую схему, чтобы все были довольны. Но не смогли, или не захотели. В итоге получили то, что получили, – бессрочный протест и много политических дел. Плюс они посягнули на религиозных лидеров, которые пытались своим авторитетом повлиять на ситуацию. Такие вещи на Кавказе не прощают. Последовавшая в скором времени «добровольная отставка» Евкурова, я уверена, была продиктована Кремлем. Матовников же ждал своего часа.
Снятие с поста Чайки – аппаратная победа ФСБ, здесь без вариантов. Направление на Кавказ – ссылка для экс-генпрокурора. Президенту явно виднее, чем нам с вами, за какие грехи.
Что будет делать Чайка на Кавказе? Думаю, что в первую очередь вести совместную работу с силовиками по профилактике терроризма и борьбе с ним. Что касается тлеющего конфликта между Чечней и Ингушетией, то вспыхнуть это марево может снова и так же ярко. Ингуши почувствовали улицу (как и многие другие регионы в прошлых годах), и нивелировать данный конфликт теперь может только президент. Де-факто встать не «на сторону» Рамзана Ахматовича. Но вот надо ли так Кремлю делать? Национальные конфликты – тонкая материя.
Насчет возможных зачисток: Чайка все же не главой республики идет на Кавказ и не генералом ФСБ, а полпредом. Может быть, да, поделится передовым опытом, но не более. Думаю, что усиление антитеррора – вот это приоритет.
На Кавказе нельзя ставить на ключевые посты дипломатов вместо силовиков в силу менталитета жителей этого округа и террористической угрозы. Но последние, если не в состоянии быть в нужных случаях дипломатами (как в Ингушетии), должны пользоваться услугами консультантов. Знаю, что в Дагестан Васильев приглашает таких.
Матовников же просто был свадебным генералом – компромиссной фигурой. И никто из глав особо на него не опирался. Кто-то говорит, что его уход ослабит Кадырова, но не думаю. Так что Чайку на Матовникова – шило на мыло фактически.