Владимир Путин предложил Юрию Чайке стать своим полпредом в СКФО. До него эту должность в течение полутора лет занимал Александр Матовников — бывший военный, кадровый офицер КГБ с позывным “Чекист” и герой Российской Федерации.
Несмотря на то, что Кавказ — перманентно тлеющая точка на карте России, назначение Матовникова было связано, с усилением скорее антикоррупционной, чем антитеррористической составляющей. Иными словами, от силовика-Матовникова, главным образом, ожидалось координирование работы правоохранительных органов в округе в сторону ужесточения контроля над тратами бюджетных денег регионами СКФО.
Кремль ждал от генерала Матовникова обеспечения стабильности и безопасности в СКФО, построения эффективной коммуникации между руководством и общественностью, и обеспечения развития Северного Кавказа, как региона, в соответствии с планами федерального центра.
Но ситуация на Кавказе после назначения Матовникова не изменилась к лучшему: дестабилизация общественно-политической ситуации в Ингушетии, в результате соглашения о демаркации границ и конфликт в селении Кенделен в Кабардино-Балкарии, который обострил тлеющий межнациональный конфликт — случились сразу же после вступления Матовникова в должность. Еще один очаг напряженности из-за демаркации границ с Чечней грозил вспыхнуть и в Дагестане, но генерал-лейтенант Матовников решил приостановить разграничение земель между Дагестаном и Чечней, разумно наложив мораторий.
Кроме этого, полномочный представитель Президента в СКФО умудрился “вляпаться” еще в одну историю — конфликт вокруг курортов Кавминвод Валентины Матвиенко – с одной стороны и профсоюзов – с другой. Матовников ярко выражено поддержал одну из сторон конфликта, за что к нему последовали серьезные претензии со стороны АП.
О серьезности претензий писал телеграм-канал “Кремлевский мамковед” еще в ноябре, предрекая скорую отставку полпреда.
Не удалось при Матовникове продвинуться в решении проблемы с кризисом неплатежей в ТЭК и ЖКХ, что являлось непосредственной сферой ответственности полпреда.
О дальнейшей политической судьбе Матовникова пока ничего неизвестно. Он переходит в президентский кадровый резерв. Вероятнее всего, вернется на военную службу, как и его предшественник Сергей Меликов.
Но ясно одно: в должности гражданского “управленца” Александр Матовников потерпел полное фиаско, что показывает: не всяк генерал может стать хорошим менеджером.
Фактически, отставка Матовникова и назначение Чайки выглядит усилением федеральной власти в сложном регионе. Эксперты предрекают здесь глобальные антикоррупционные зачистки и Чайка, возможно, выступит фигурой, которая сможет соблюсти баланс интересов федерального центра и местных элит, а также обеспечить стабильность и безопасность без “коррупционной составляющей”.
Время покажет.
Изабелла Евлоева