Политолог Александр Стризое считает, что вопрос о поправках в часть 3 статьи 67 Конституции РФ принципиальный для всей России, а не только республик Северного Кавказа. Эксперт уверен, что отказ от нормы о взаимном согласии при изменении границ между субъектами подорвет доверие населения к власти.
— Дело в том, что в современной России при нынешнем дефиците доверия любым решениям властей согласие снизу никогда не бывает лишним. Другой вопрос, как его добиться. Но это вопрос уже не юридический, а политтехнологический. Я бы сохранил эту формулировку. Вопрос очень болезненный. Такие вопросы вспыхивают не только в Ингушетии и Чечне, но и в Калмыкии, или та же история с крымскими татарами. Это принципиальный вопрос, и касается он не только республик Северного Кавказа.
Лучше лишний раз поработать с общественностью. Если эту формулировку убрать, начнут подозревать, что власти специально хотят что-то сделать для своей выгоды, общество не ставят в известность. Это станет серьезным конфликтогенным фактором. Давайте вспомним события, связанные с отношениями Ингушетии и Чечни, когда границу попытались передвинуть без согласия со старейшинами с ингушской стороны. Было много претензий, почему их не спросили.
Калиматов очень аккуратно отвечает на вопросы по ингушско-осетинскому вопросу, потому что если вопрос поднять, тогда Ингушетия окажется в ситуации конфликта и с Чечней, и Осетией. Это слишком тяжело.
Кремль сейчас заинтересован в одном, чтобы любая граница опиралась на согласие с обеих сторон. Если сейчас этого согласия невозможно добиться, давайте пока этот вопрос отложим. Отложить почему можно? Там нет взрывоопасной ситуации, как в отношении с Чечней. Конечно, юристам удобней и технологичней отказаться от этой добавки «по взаимному согласию», но политически это не совсем верно.