Ещё до направления дела в суд, гособвинение самостоятельно изменило территориальную подсудность для арестованных лидеров ингушского протеста.
После утверждения обвинительного заключения уголовное дело направлено в Пятый кассационный суд, после чего прокуратура подала в Пятый кассационный суд в Пятигорске ходатайство об изменении территориальной подсудности уголовного дела в отношении семерых лидеров ингушского протеста. Об этом Фортанге сообщил адвокат Магомед Беков.
По его словам, кассационный суд согласился с прокуратурой и изменил территориальную подсудность с Магасского районного суда Республики Ингушетии на Кисловодский городской суд Ставрополья. Хотя по закону дело должно рассматриваться по месту совершения преступления, т. е. в Магасском райсуде Ингушетии.
Как отметил адвокат Беков, изменение территориальной подсудности – это прерогатива вышестоящего суда. Законом не предусмотрено произвольное изменение территориальной подсудности до поступления дела в суд. Порядок прописан в ст. 35 УПК РФ.
«Закон однозначно трактует: дело сначала должно поступить в суд по подсудности (ст.32 УПК) , где совершено преступление – а это Магасский райсуд. И только потом прокурор вправе обратиться в вышестоящий суд об изменения территориальной подсудности, через суд в который поступило дело. Но гособвинение произвольно меняет порядок закона. Нет процессуальной нормы, которая позволяет направлять уголовное дело в суд, которому не подсудно дело. В итоге дело направляют в Пятый кассационный суд, хотя дело ему не подсудно, который принимает решение об изменении территориальной подсудности», — считает Магомед Беков.
В числе семерых лидеров протеста фигурируют — Ахмед Барахоев, Малсаг Ужахов, Муса Мальсагов, Барах Чемурзиев, Исмаил Нальгиев, Зарифа Саутиева, Багаудин Хаутиев.
Все они находятся под арестом более года по обвинениям в насилии к представителям власти и участии в экстремистском сообществе и принимали участие на митинге в Магасе 26-27 марта 2019 года.
В те дни тысячи жителей Ингушетии вышли протестовать против произвола. Они требовали отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова за то, что он заключил противоречащее интересам пограничное соглашение с Чечней, в результате которого ингуши лишились примерно 10% территории республики.
Протесты закончились массовыми арестами и возбуждением уголовных дел.