Вчера, 17 августа, в Пятом кассационном суде (Пятигорск) прошло заседание по изменению подсудности «ингушского болотного дела».
Все это время семь его фигурантов – Зарифа Саутиева, Барах Чемурзиев, Багаудин Хаутиев, Малсаг Ужахов, Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов и Исмаил Нальгиев – содержались в СИЗО Нальчика, Владикавказа, Ессентуков и Пятигорска – в сотнях километров от места, где проходили протесты в марте 2019 года.
Вдали от Магаса хотят провести и сам суд, чтобы свести к минимуму предполагаемые «родственные и тейповые связи» обвиняемых и не будоражить общественность ингушской столицы, якобы готовую вновь выйти митинговать в защиту политзаключенных.
В настоящий момент «митинговое дело» в отношении семи его фигурантов, обвиняемых одновременно в организации опасного для жизни насилия в отношении полицейских и создании экстремистского сообщества, было закончено и направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.
Прокурор утвердил обвинительное заключение и должен был направить дело в Магасский районный суд для рассмотрения по существу. Однако этого не произошло.
Как говорит Билан Дзугаев, адвокат ингушской активистки Зарифы Саутиевой, прокуратура с подачи других оперативных органов решила до того, как рассмотреть дело по существу, изменить территориальную подсудность.
По закону это дело должно рассматриваться в Магасском районном суде, так как преступление произошло именно здесь, на территории, подсудной этому суду. Но УПК России позволяет менять подсудность по различным причинам. Одна из них – это обстоятельства, ставящие под сомнение объективность, беспристрастность суда.
«На основе оперативной справки правоохранительных органов прокурор подал в Пятый кассационный суд ходатайство об изменении подсудности, так как если дело будет направлено в Магасский районный суд, то у фигурантов дела якобы там есть родственные и тейповые связи, и через эти связи они могли бы повлиять на судей. Также сказано, что в случае направления дела в Магасский районный суд возможны протестные митинги в защиту обвиняемых. Пятый кассационный суд принял это ходатайство к производству, и 17 августа должно было состояться заседание», – рассказывает защитник.
По его словам, в самом начале судебного заседания двое из семи фигурантов дела – Барах Чемурзиев и Багаудин Хаутиев – заявили ходатайство об отводе судьи Леонтьева.
Обвиняемые мотивировали это тем, что он небеспристрастен: он ранее выносил решение по подобным ходатайствам, и они считают, что эти решения были необъективны. Остальные фигуранты поддержали это ходатайство.
Судья после совещания заявил, что он удовлетворил это ходатайство и отвел себя. Соответственно рассмотрение дела было отложено и будет передано другому судье.
Дзугаев рассказал, что адвокаты нашли множество нарушений в процедуре подачи ходатайства об изменении территориальной подсудности. Также он отметил, что суды по-разному реагируют на подобные ходатайства в связи с некоторой путаницей в законодательстве.
Доводы о родственных и тейповых связях фигурантов дела в магасском суде, считает адвокат, надуманны и необъективны.
«Никакие родственные связи не остановили ингушские суды от массового присуждения огромных штрафов активистам и так называемым лидерам протеста, от отказов в восстановлении при увольнениях, узаконивания обысков, прослушки, от ликвидации организаций, в которых они состояли, запрещения их деятельности», – пояснил Дзугаев.
В своем «фейсбуке» Дзугаев называет решение судьи о своем отводе «не совсем обычным». По его словам, в 95% случаев судьи отказывают в отводах. На вопрос о причинах удовлетворения данного ходатайства об отводе судьи адвокат не ответил, так как сам еще не видел постановления; оно будет готово в течение 2-3 дней.