Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу об исчезновении в Дагестане в 2010 году жителя Ингушетии Мухаммеда Хутиева.
Постановление было вынесено 5 октября. Заявителями по делу выступали родители пропавшего в 2010 году Мухаммеда Хутиева и его супруга. ЕСПЧ признал власти России ответственными за похищение и вероятную гибель Хутиева, а также за непроведение эффективного расследования преступления. Страсбургский суд установил нарушение статей 2 (право на жизнь) и 3 (запрет пыток и жестокого обращения) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Родственникам пропавшего присуждено 60 тысяч евро, говорится в сообщении на сайте Правозащитного центра «Мемориал»*.
По данным правозащитников, жители Ингушетии Мухаммед Хутиев 1973 года рождения и Магомед Хашагульгов 1979 г.р. пропали в Дагестане 20 октября 2010 года. Хутиев руководил ингушским филиалом «Гильдии строителей Северо-Кавказского федерального округа», Хашагульгов работал в этом филиале главным специалистом. Головной офис организации находился в Махачкале, и они поехали в Дагестан по работе, запланировав вечером вернуться домой. В тот же день Хутиев в последний раз выходил на связь – его супруга звонила ему вечером, когда он с Хашагульговым выезжал из Махачкалы. После оба перестали отвечать на звонки, а их местонахождение до сих пор не установлено.
Родные искали пропавших, ездили в Махачкалу и спрашивали о них на постах ДПС и ГИБДД, но никто из полицейских машину с такими номерами вспомнить не смог. Тогда родственники обратились в прокуратуру и МВД по Ингушетии. При этом сами они провели собственное расследование и выяснили, что когда с Хутиевым и Хашагульговым пропала связь, в Махачкале, недалеко от пересечения проспекта Акушинского с федеральной трассой «Кавказ», был выставлен мобильный пост сотрудников неустановленного силового ведомства. Родные Хутиева и Хашагульгова предполагают, что мужчины могли быть задержаны именно на этом посту, сказано в сообщении «Мемориала»*.
Уголовное дело по факту исчезновения жителей Ингушетии было возбуждено в ноябре 2010 года в Дагестане по статье об убийстве (105 УК РФ). Расследование установило, что их машину останавливали на стационарном блокпосту для проверки. Что с ними произошло дальше — следствие не установило. Два года спустя неизвестный человек, который представился правоохранителем, сообщил отцу Хутиева, что Мухаммеда похитили сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом и ФСБ Ингушетии за участие в несогласованной акции 18 октября 2010 года. Родные просили проверить его версию, но этого не было сделано, утверждают они. Кроме того, расследование дела многократно приостанавливалось, в последний раз — 17 апреля 2013 года. Заявители обжаловали бездействие следствия в судах, однако все их жалобы были отклонены, и 3 августа 2018 года они обратились в ЕСПЧ.
В постановлении ЕСПЧ указано, что, если в последний раз Хутиева видели живым на блокпосту, то его задержали представители государства, а доказательств альтернативной версии его исчезновения не предоставлено. Страсбургский суд также отметил, что следствие не допросило сотрудников всех блокпостов на пути следования Хутиева, не установило, сколько было мобильных блокпостов, и не пыталось установить свидетелей преступления, говорится в сообщении правозащитников.
* Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению министерства юстиции РФ.